Войти в почту

Наглядный пример, как не надо: токсичные отношения из кино и сериалов

Наглядный пример, как не надо: токсичные отношения из кино и сериалов

Наглядный пример, как не надо: токсичные отношения из кино и сериалов
© Peopletalk

Да, кино и сериалы зачастую искажают наши представления о нормальных отношениях и заставляют думать, что без истерик (и страстного примирения после) не существует настоящей любви. Какими примерами точно не стоит вдохновляться, даже если выглядит все ну очень красиво?

Евгений Идзиковский – практикующий психолог, коуч, сертифицированный гипнотерапевт в России и США, мастер нейролингвистического программирования

Росс Геллер и Рэйчел Грин («Друзья»)

Отношения Росса и Рэйчел – это игра в «ближе/дальше». Один из них обязательно должен страдать от неразделенной любви, и просто быть счастливыми вместе они не могут, ведь нужна драма.

На момент начала сериала они оба очень инфантильны. Несмотря на то, что Росс занимает хорошую и уважаемую должность, в контексте межличностных взаимоотношений ему сложно. Он не может позволить себе открыто говорить о своих чувствах, считает, что он недостаточно хорош.

«Друзья»

Рэйчел же из позиции абсолютного ребенка («Пусть меня содержат родители», «Я не знаю, что делать») вырастает в хорошего специалиста, получившего работу во Франции, куда и собирается переехать с дочкой. Заметим, что Росс обесценивает ее работу на всех этапах, будь она официанткой или менеджером по закупкам.

Рэйчел при этом как нарцисс и истероид часто не считается с чувствами партнёра и делает, что считает нужным.

Селестра и Перри Райт («Большая маленькая ложь»)

«Большая маленькая ложь»

Для окружающих Перри – заботливый и успешный мужчина, прекрасный отец, в котором нет ни намека на насилие. Но, как это часто бывает, насилие и не начинается со знакомства. Абьюзер ждет, каждый день транслируя жертве идею о том, что без него она не справится: «Посмотри, у тебя нет работы, двое детей и идеальная семья только рядом со мной». Его жена, Селеста, при этом и не собирается уходить и противится совету психолога съехать на собственную квартиру.

Важно: мы не оцениваем радикальную позицию психолога и возможность давить на клиента, навязывая свое видение.

Смысл в том, что вариант уйти от мужа, как правило, вообще не появляется в голове жертвы. Я же без него пропаду! Это не насилие, у нас просто страстные отношения.

Если эта история вам что-то напоминает, то стоит задать себе вопрос: А как давно я делал/а то, что хочется мне?

«Эмили в Париже»

В начале сериала Эмили только переехала в Париж и начинает свою работу в Savoir, как выясняется, что ее молодой человек, Дуг, против отношений на расстоянии. Он не хочет приезжать к ней и требует ее возвращения в США. Здесь важно понимать: в осознанных отношениях проблемы обсуждают и решают, насколько важна карьера, возможна ли жизнь на все страны, какие есть компромиссы. В случае «Эмили» оба партнера отказываются посмотреть на объективную реальность.

«Эмили в Париже»

Следующие отношения главной героини с Габриэлем с самого начала основаны на обмане, ведь на момент зарождения чувств между ними у него есть девушка, о которой он не собирался говорить. Эмили сфокусирована на себе и своей жизни, она выбирает партнера исходя из поверхностных переживаний, что не плохо, но приводит к неудачным выборам.

«Почему женщины убивают»

Роб и Бет Энн (1 сезон)

«Почему женщины убивают»

Простое название, простое начало: жена узнает, что муж ей изменяет. Наверное, она его убьет? Но нет, в её голове семья – это нечто постоянное. Да, есть проблема, её надо решать. Измена – неприятная часть жизни, но укладывается в понимание «нормы», такое случается.

Заметим, прошло 60 лет с той эпохи, но и сейчас очень частая реакция на измену не «это неприемлемо», а «надо вернуть партнера».

Что за этим обычно стоит? Как правило, либо вера в то, что «я один/одна не справлюсь, моя жизнь будет сильно хуже», либо «я недостаточно хорош/а, если случилась измена – это моя вина, мне надо всё исправить». Весь сериал Бет Энн и старается всё поправить. А Роб… Робу на неё по большому счету плевать. Ему нужно удобство. Еда, уборка. Совсем неудивительно, что вскрываются его многочисленные измены. Семья – для быта и «потому, что так положено», а другие девушки – «для любви и развлечений». Это довольно частый сценарий, причем изменщиком может быть и муж, и жена.

Бертрам и Альма Филлкот (2 сезон)

«Почему женщины убивают»«Почему женщины убивают»

Альма Филкот узнаёт, что она замужем за серийным убийцей. Шок, возмущение… но это её муж. Стоит ей сдать его полиции, как она мгновенно потеряет все свои надежды на высокий социальный статус. Да и любовь не ушла. Поэтому её психика очень быстро перестраивается: теперь ей достаточно, чтобы он «перестал себя плохо вести». А то, что кого-то убил, ну ладно, дело прошлое.

Бертрам, её муж, безропотно принимает требования и перестаёт убивать. Представляете, насколько ему важно её мнение? Серийный убийца останавливается по приказу жены.

Герои – странные люди. Оба способны убивать, нормальными их не назовешь, при этом у них практически идеальные отношения. Настолько идеальные, что дочь потрясена, когда родители ей говорят, что Бертрам изменил Альме. Втроём они гармонично дополняют друг друга: она довольно амбициозна и решительна (при этом не уверена, что заслуживает внимания других), он мягок и готов слушать жену (и ему хватает воли планировать и совершать убийства), их дочь любит родителей и не замечает, что живет с психопатами.

Анастейша Стил и Кристиан Грей («Пятьдесят оттенков серого»)

«Пятьдесят оттенков серого»

Анастейша – простая студентка, которая пытается вернуть к нормальным отношениям Кристиана Грея – миллиардера со склонностями к доминированию. Она понимает, насколько неравен союз студентки и богатого предпринимателя, и часто думает, что недостойна его внимания.

Кристиан диктует условие: он уйдет, если Анастейша не будет удовлетворять его потребности в причинении боли. Из-за любви она поддается на манипуляцию. Впоследствии пара переходит к обычному браку. Боясь потерять Анастейшу, Грей отказывается от садизма, но продолжает ставить ей мелкие запреты, к примеру не позволяет идти в бар с подругой, чтобы ощущать власть хотя бы на бытовом уровне.

В этой паре собран целый букет признаков токсичных отношений: манипулирование партнером как на физическом, так и на психологическом уровне, ограничение свободы и чрезмерный «родительский» контроль.

Каледон Хокли и Роза Бьюкейтер («Титаник»)

Главные герои – пассажиры первого класса «Титаника», которые должны были пожениться, но дальнейшие события изменили их жизнь. Несмотря на то что оба были аристократами, неравенство между ними очевидно: Каледон происходит из Ротшильдов, а Роза – дочь обедневшей вдовы.

«Титаник»

Он манипулирует Розой и ее матерью, так как их финансовое благополучие зависит от этого брака. Он не испытывает нежных чувств к невесте, она предоставлена сама себе.

Правда, когда Роза знакомится с Джеком, ревность Каледона перерастает в манию: он устраивает слежку за невестой, оскорбляет ее, угрожает пистолетом. Именно поэтому Роза предпочла скрыть свое спасение, сменила имя и больше не встречалась с бывшим женихом.

В жизни этой пары царит не любовь, а ревность – чувство, напрочь разрушающее отношения. Обычно оно связано со страхом одиночества, а не с привязанностью к партнеру. Как следствие: контроль, слежка и шантаж.

Маргарет Ульбрих и Уолтер Кин («Большие глаза»)

«Большие глаза»

На первый взгляд эта пара художников кажется родственными душами. На деле Уолтер оказывается мошенником-плагиатором и втягивает жену в нечестную игру.

Супруги неравны психологически: Уолтер успешно продает картины и участвует в выставках, а Маргарет стесняется своего таланта и вынуждена рисовать простые иллюстрации на фабрике.

Уолтер выставляет картины жены, выдавая за свои, и требует от нее десятки портретов. Он манипулирует ею, утверждая, что сама Маргарет ничего не добьется, а когда она отказывает – угрожает расправой.

Не имея способностей к рисованию, Уолтер ревнует жену к ее таланту. Ощущение бессилия приводит его к алкоголизму и вспышкам ярости – он чуть не сжигает собственный дом. Даже когда вскрывается правда, Уолтер не может примириться с потерей славы и до конца жизни пытается отрицать авторство жены.

На примере этой пары отчетливо видно, что такое созависимость. Ему необходим талант жены для восполнения собственного комплекса неполноценности. Ей же так нужен муж, что она делает все, что он захочет, даже после угроз и манипуляций.