На подиуме – Анна Каренина: премьера в новосибирском театре "Старый дом"
Теперь герои истории – современные селебрити, чья жизнь априори проходит под пристальным вниманием толпы, немыслима без ее постоянного присутствия. Все личное, тайное, заветное вынесено на суд зрителя, на этот самый подиум, за которым огромный экран. На экране – лица крупным планом, смс-сообщения, новости, комментарии в соцсетях – все то, что нынче заменяет "мнение общества", то, в чем мы – и зрители и герои – живем сегодня. Этакое огромное зеркало, в которое смотрит зритель. Узнавая и не узнавая привычных героев. Андрей Прикотенко переписал текст, оставив лишь имена героев и канву сюжета. Режиссеру интересен день сегодняшний, а в нем персонажи Толстого не могут остаться неизмененными. — Дело в том, что историю, которую мы можем сегодня почувствовать в этом романе, невозможно передать языком Толстого, — уверен Андрей Прикотенко. — Конечно, можно придумывать спектакль, оставаясь в контексте эпохи. Но тогда будет большая театральная условность, мы этого не хотели. Надо менять язык, менять обстоятельства. В процессе постановки мы вносили тревожащие нас мысли, ситуации, даже каким-то образом корректировали сюжет. Фото Фрола Подлесного. В новом спектакле "Старого дома" Анна (Альбина Лозовая) – не светская львица, дурманящая головы, а юная наивная девушка, уже знающая правила игры, но еще не проникшаяся ими. Этакая куколка, из которой со временем вполне может вылупиться бабочка. Не случайно Вронский рисует ей на экране крылья, подчеркивая хрупкость возлюбленной. Правда, бабочки бывают разные, в природе есть и хищный Бражник, и нежная Морфо Пелеида. Но у Анны не будет времени становления. Сегодня время летит куда быстрее, чем два века назад, и история на наших глазах развивается стремительно и неумолимо. Анну Каренину Толстого захлестнула страсть. Для Анны Карениной Прикотенко Вронский – первая любовь, столкновение с чувствами, которым невозможно противиться, которые напрочь изменяют ее мир. Вронский Александра Вострухина – не пресыщенный любимец женщин, а восторженный романтик, готовый преклоняться перед возлюбленной. Этакая реинкарнация Ромео и Джульетты. Им и в родном-то 16 веке выжить не удалось. А в 21-м против них – развитые технологии, социальные сети, стремящиеся к славе блогеры и лучшие пропагандистские силы телевидения. Полный набор современных трендов: буллинг, травля, угрозы, побивание камнями… И Каренин. Алексей Каренин Анатолия Григорьева — не просто высокопоставленный чиновник. Утонченный и властный, он один из тех, кто определяет политику государства, от его решений зависит: война или мир. Он всегда под софитами, он должен быть безупречен. Фото Фрола Подлесного. И именно его душа – то поле битвы, на котором решается: победит свет или тьма. Влюбленный муж и отвергнутый любовник, домашний насильник и благородный страдалец, нежный отец и циничный властитель. Анатолий Григорьев проводит своего Каренина по самой грани – вот влюбленный муж готов простить изменившую жену, но любовь перерастает в насилие. Такое привычное, такое спокойное, домашнее изнасилование. Вот благородный Каренин спешит к постели умирающей Анны и жмет руку Вронскому, любуется фотографиями новорожденной девочки, а вот осознает, что все вокруг знают, что ему изменила жена. И какое-то время еще качаются весы: любимая жена, но все вокруг. Но у него есть власть, которая позволяет, дает орудие наказать. И вот уже парламент принимает закон Каренина, по которому невозможен развод, и с экрана телевизоров звучат обличающие Анну речи, и известный блогер Лёвин (Евгений Варава) провоцирует своих недалеких читателей рассуждениями, сколько стоят шубки Анны и какие отношения связывали Вронского и его товарищей по кадетскому корпусу… — Наш спектакль – попытка изучить природу насилия, природу жестокости и любви для того, чтобы, как бы высокопарно это ни звучало, стать лучше, — говорит Андрей Прикотенко, — здесь мы совпадаем со Львом Николаевичем. Фото Фрола Подлесного. Вместе с художником Ольгой Шаишмелашивили он словно ставит огромное, во всю сцену зеркало, в котором мы – зрители – должны бы увидеть себя. Но ты входишь в комнату смеха, а оказываешься в комнате ужасов, где в кривых зеркалах движутся чудовища. Милая ранимая Кити Ксении Войтенко оборачивается наглой циничной бабищей, лишенной сострадания. Утонченная Лидия Софьи Исуповой оказывается подлой интриганкой, Стива Облонский Виталия Саянка – туповатым никчемным трутнем, не способным на чувства. В этом изломанном мире любви нет места, она не спасет ничего, даже себя. Анна и Вронский обречены. Все рефлексии Каренина закончены, поля битвы больше нет, ибо сражаться негде и не за что. Циничный и уверенный властитель, в котором не осталось ничего человеческого, смотрит на нас с черного подиума, на котором выключен свет. Фото Виктора Дмитриева.