«Попытка найти нового крайнего»: Георгий Бовт — об иске к СМИ, которые неверно истолковали слова Поповой о запрете массовых мероприятий
Организаторы концертов и продавцы билетов готовят иск в суд к СМИ, неверно истолковавших заявление главы Роспотребнадзора и сообщивших об отмене массовых мероприятий в России. Они требуют возместить понесенные в связи с этим убытки в размере около 100 млн рублей. На самом деле 4 октября Анна Попова лишь напомнила условия отмены массовых мероприятий. Конкретно же она заявила, что почти во всех регионах страны они отменены из-за распространения COVID-19. О том, что вообще все массовые мероприятия по всей стране, включая спортивные матчи и концерты, будут запрещены Роспотребнадзором, Попова не говорила.
В истории с заявлением главы Роспотребнадзора многие СМИ, конечно, погорячились и применили так называемые «кликбейтные» заголовки. Исходили они, вероятно, из того, что читатель обычно вообще заметок целиком не читает и чтобы он «кликнул» на новость, она должна нести в себе хотя бы мини-сенсацию. На заголовки типа «Попова напомнила…» никто «кликать», конечно, не будет. При том что сам по себе мотив сто первого напоминания одного и того же не вполне понятен.
Пресс-служба Роспотребнадзора, отдадим ей должное, увидев поток этого самого «кликбейта», поспешила разъяснить новость: мол, о массовом запрете всех массовых мероприятий речи нет. Но на разъяснения у нас тоже не все обращают внимание. В итоге многие обыватели могли действительно испугаться и не купить билеты, продажи которых, по уверению Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций, рухнули чуть ли не до нуля, а ущерб оценен в круглую сумму 100 млн рублей.
Вообще с тезисом о том, что СМИ неправильно все поняли, все извратили и переврали, приходится сталкиваться часто. С одной стороны, такие упреки бывают справедливы. Работа на скорость и ловлю трафика на «кликбейт» не способствует вдумчивости. С другой стороны, валить все на СМИ вообще легко и, главное, безопасно. Судиться с теми же чиновниками, которые часто выражаются коряво или туманно, а потом заявляют, что их слова переврали, куда труднее. В таких случаях говорят, что надо было четче выражать свою мысль. Поскольку именно четко выраженную мысль извратить довольно трудно даже при большом желании.
В случае с тем же Роспотребнадзором нельзя не заметить, что приписанная ему масс-медиа новость о намерении запретить все массовые мероприятия разошлась столь широко, прежде всего, потому, что это выглядело правдоподобно. Подобные запреты уже широко шагают по стране, где их вводят региональные власти. Они же вводят QR-коды и квази-обязательную вакцинацию на фоне заявлений федеральных чиновников о том, что никакой обязательной вакцинации быть не может и что об общенациональном локдауне речи не идет и он не готовится. Наш же обыватель часто воспринимает заявления чиновников с точностью до наоборот. Если они говорят, что чего-то не будет и к этому никто не готовится, то это означает, что именно того, что отрицается, и можно ожидать уже в самое ближайшее время.
Политика того же Роспотребнадзора на всем протяжении пандемии не сказать, чтобы отличалась неумолимой последовательностью, не говоря уже о благоразумности некоторых запретов или предписаний. Отчасти такие метания объясняются тем, что мы столкнулись с доселе неведомой заразой, отчасти же — причинами сугубо политическими. Например, нежеланием федеральных чиновников ассоциироваться ни с добровольно-принудительной вакцинаций, ни с введением QR-кодов для посещения публичных мероприятий. Последнее летом некоторые связывали с нежеланием раздражать народ перед думскими выборами. Впрочем, и сегодня «федералы» по-прежнему дистанцируются от непопулярных антиковидных решений, делегируя их на региональный уровень.
Точно определить ущерб индустрии развлечений именно от алармистских публикаций в прессе, отделив их от общей волны антиковидных ограничений по регионам, объективному суду будет трудно.
Ранее организаторы массовых мероприятий оценили свои потери в виде упущенной выгоды из-за карантинных ограничений за первые полгода в 25-30 млрд руб. Вместо обычных 40-50 тысяч состоялось от силы 2 тысячи таких концертов и мероприятий. Оборот индустрии рухнул на 85-90% по сравнению с 2019 годом.
Одним из виновников представители отрасли называли в том числе Роспотребнадзор, жалуясь на давление с его стороны и излишние придирки по части ограничений.
Теперь сделана попытка найти нового «крайнего», хотя, по идее, сумму иска в относительно скромные на фоне общих потерь 100 млн рублей можно разделить между многими участниками процесса. Тут и некоторые СМИ, которые безответственно гонятся за сенсацией. Тут и чиновники, которые не могут сформулировать внятно свою мысль, а, главное, последовательную политику в борьбе с пандемией. Тут и антипрививочники, из-за которых в стране низкий коллективный иммунитет и новый подъем заболеваемости. Ну и наконец, тут и Китайская Народная Республика, которая вовремя не смогла сдержать распространение заразы за Великой китайской стеной, из-за чего мы до сих пор не можем свободно петь и веселиться большими толпами.