«Дополнительный муж»: почему чукотские женщины легально могли заводить себе любовника

Необыкновенная выносливость чукотских женщин поражала многих исследователей. Холод, голод и прочие жизненные невзгоды северные красавицы всегда переносили стойко и терпеливо.[С-BLOCK]

«Дополнительный муж»: почему чукотские женщины легально могли заводить себе любовника
© Русская семерка

«Женщины шьют на открытом воздухе даже в марте, при температуре в 30 ниже нуля по Цельсию. Их пальцы остаются незащищенными в течение нескольких часов работы», – писал исследователь чукотского народа В.Г. Богораз.

Исследователь не раз замечал, как дамы, разгоряченные трудом на свежем воздухе, сбрасывали с себя одежду, оставаясь полуголыми. А чтобы не потеть, они обычно закладывали себе за пазуху большие куски снега.[С-BLOCK]

Историк, Александр Константинович Нефëдкин, рассказал о северных охотницах и воительницах в своей книге «Военное дело чукчей (середина XVII-начало XX в.)», которая была опубликована в Санкт-Петербурге в 2003 году.

«Женщины, участвовавшие в походе вместе со своими мужчинами, естественно, могли помогать им в бою. В одной сказке упоминается, что жена оседлого чукчи вместе с ним рубила врагов топором», – написал А.К. Нефëдкин.

Русские поселенцы рассказывали исследователям о некой пожилой даме, которая метко стреляла из лука во врагов, напавших на стойбище ее семьи. А в народном творчестве часто встречаются истории о прекрасной воительнице, сумевшей одолеть противника в поединке на копьях, когда ее муж пас оленей, оставив без защиты супругу и детей.[С-BLOCK]

Этнографы считают, что причина этого явления кроется в частом сиротстве чукотских девочек, ведь многочисленные междоусобицы, несчастные случаи на охоте и просто тяжелые природные условия нередко уносили жизни мужчин.

«В таких неполных семьях девочки не только учились женским обязанностям, но и тренировались вместе с мальчиками. Они могли самостоятельно охотиться, стрелять из лука, бегать на длинные дистанции и даже фехтовать копьем. Именно такие натренированные девушки могли участвовать в набегах, производимых их родственниками, и даже сражаться с мужчинами», – говорится в книге «Военное дело чукчей (середина XVII-начало XX в.)».

[С-BLOCK]

Многих исследователей удивляла способность северных красавиц трудиться без сна и отдыха по двое-трое суток. Особенно часто женщин эксплуатировали в семьях свекра и свекрови.

«Молодая девушка, проработав над шкурами в течение целого дня, потом стережет стадо всю ночь, а наутро, возвратившись домой, снова принимается за дело и работает до вечера без каких-либо видимых признаков усталости» – писал В.Г. Богораз.

Он упоминал, что положение представительниц прекрасного пола в чукотском обществе оставляет желать лучшего. Пословица «Раз ты женщина, то молчи» звучит всякий раз, как только кто-то из невесток смеет сказать хоть слово в свою защиту.[С-BLOCK]

В.Г. Богораз вспоминал, что старшая сноха чукчи по имени Ejgeli, вернувшись после двухдневной работы в оленьем стаде, с большим трудом выполняла приказ свекра приготовить гостям чай и угощенье.

«Она была совсем измучена, двигалась как сонная», – упомянул исследователь. Он также слышал, как другая 20-летняя женщина, жившая на соседнем стойбище, прямо во время работы потеряла сознание от усталости.[С-BLOCK]

Известно, что состоятельные чукчи часто являлись многоженцами, поскольку могли себе позволить содержать нескольких красавиц. При этом у них осуждалась какая-либо супружеская ревность.[С-BLOCK]

Профессор Сергей Александрович Арутюнов в своей книге «У берегов Ледовитого океана» (Москва, 1984 год издания) описал северный обычай обмена женами, удивлявший многих путешественников.

«Девушка и замужняя женщина легко заводит себе любовника или дополнительного мужа. Который, к слову, может являться добрым другом основного супруга. Бывает так, что два мужчины договариваются: это лето ты проведешь с моей женой, а я – с твоей. На время рыбалки или охоты. А к зиме снова поменяемся», – отметил С.А. Арутюнов.

Такие мужчины назывались «товарищами по жене». Не уступить супругу своему другу считалось у чукчей гнусным поступком, проявлением недостойного, собственнического отношения к женщине.