«Боюсь жить, боюсь посмотреть правде в глаза»: в Театре.Doc премьера спектакля «Летние осы кусают нас даже в ноябре»

«Все зашло настолько далеко, что нет разумного решения этого вопроса»

«Боюсь жить, боюсь посмотреть правде в глаза»: в Театре.Doc премьера спектакля «Летние осы кусают нас даже в ноябре»
© Мир24

В Театре.Doc премьера спектакля «Летние осы кусают нас даже в ноябре» по одноименной пьесе Ивана Вырыпаева – одной из самых сложных, но удивительно притягательных, такой абсурдной и в то же время очень жизненной.

Вера Дровеникова хорошо знакома зрителям театра как актриса. Эта постановка – ее дебют в качестве режиссера. Во вступительном слове перед зрителями она отметила, что в первую очередь в этой пьесе ей интересен текст. И это очень заметно. Действия как такого в течение полутора часов, сколько идет спектакль, нет. Ну разве что пару раз один из героев выйдет за дверь. Зато очевидна внутренняя работа каждого персонажа, вот где происходит то самое развитие действия, кульминация и даже развязка.

Внутренний мир каждого героя выстроен очень четко и точно. Остается лишь наблюдать, как трое бесконечно врут друг другу, как постепенно правда врывается в жизнь каждого из них, но не становится открытием, а лишь ложится тяжким бременем на плечи. Тут каждый все обо всех и обо всем знает, но продолжает лгать, а, может быть, просто верить в то, чего на самом деле как бы не было и что вроде как было.

- Что, по-твоему, спасение?

- Когда закончится дождь!

Стол, стулья, телефон… А больше ничего и не нужно. Ах, да – еще шум дождя. Вот этот дождь, льющий с неба третьи сутки подряд, и виноват во всем. Он заставляет «ныть» наши сердца и однажды терпению приходит конец.

Невероятно простой сюжет невероятно запутывает зрителя. Семейная пара Роберт (Иван Федотов) и Сара (Коля Ноекельн) одним дождливым вечером обсуждают со своим другом Дональдом (Андрей Кондратьев), где в прошлый понедельник был брат Роберта Маркус. Сара говорит – у нее, а Дональд – у нее. И каждый предлагает кому-то позвонить и узнать наверняка, где был Маркус. И они звонят, правда, не набирая номера. И получают доказательства. Но где же на самом деле был этот Маркус в прошлый понедельник? Где правда, а где ложь? Одни подтверждают слова Сары, другие – Дональда.

Интрига не разрешается до самого финала. А между тем звучат откровения, признания, вопросы… Ответы не только у каждого персонажа свои, разные, но и у каждого зрителя. В чем найти спасение? Что такое любовь? Можно ли жить во лжи? Чего ты боишься? Какой смысл врать? Что мы знаем и в чем причина трагедии в нашей жизни? Нужно ли спорить? Когда соглашаться? И есть ли любовь на свете?

«Больше всего я устал от самого себя, ведь я всегда наедине с собой…»

Интересен и тот факт, что персонажи называют друг друга совершенно иными именами. Не так, как их зовут на самом деле. Ложь даже в этом. Но вот что удивительно: когда говоришь правду, часто все выглядит как ложь, а лжешь – и, кажется, что говоришь правду. Но можно ли вообще жить во лжи?

У каждого из этих троих свой «тайник» за пазухой. Самым странным кажется Дональд. Но не потому что он делает что-то не так, а потому, что в любой ситуации держится как кремень. Он даже спокойно признается Саре, что однажды они с женой съели ее палец ради опыта.

- Какая же ты сволочь!

- Я просто очень сильно устал.

А дождь все льет и льет. Они устали от себя, от друг друга, от жизни, от лжи. А действительно, до какой поры можно врать? Есть ли тот самый предел? Кран, который однажды надо наконец перекрыть, чтобы окончательно не утонуть в потоке лжи? Почему вообще нельзя просто жить честно, открыто, по-настоящему, как есть? Зачем мы придумываем себе какие-то несуществующие обстоятельства, для чего обманываем друг друга? Боимся быть самим собой или признаться однажды, что что-то пошло не так?

«Интересная штука – жизнь. Почему повсюду ложь и грязь?»

История Маркуса постепенно отступает на последний план. Зрителю уже не так важно, где же он был на самом деле. Хотя нет, любопытство остается, и тем самым только порождает новые вопросы, но не о местонахождении конкретного персонажа, а о собственном внутреннем мире. А кто вообще эти люди, сидящие переда нами? В каких они отношениях на самом деле друг с другом? А я? Кто я на самом деле? Какие люди окружают меня? Когда я последний раз говорил правду?..

- Ты его любишь?

- Не знаю. Я вообще не знаю, что означает это слово.

Сара в начале производит впечатление уверенной в себе женщины. Она любит мужа, верит в Бога. Она выглядит искренней и нежной, но лишь в начале. Оказывается, она уже три года изменяет мужу. Она заходит в тупик, врать больше нельзя. Признается мужу. И чтобы хоть как-то себя оправдать, произносит длинный монолог о подчинении женщины мужчине, о долге женщины… «Мы сами решили, что лучше для нас, – в этом наша проблема!» Она вдруг напоминает о предназначении женщины, согласно Евангелию, но сама же признается, что идет совсем по-другому пути, который как раз и приводит к греху.

«Мы знаем, поэтому мы страдаем. В этом проблема. Мы все все знаем»

И, кажется, что Роберт на самом деле давно все знает об изменах жены. Именно поэтому он не кричит, не устраивает скандала, а спокойно и тихо принимает ее признания, как уже свершившийся факт. Похоже, внутренне он уже прошел все стадии и дошел-таки до «принятия». И ему совершенно неважно знать, где был Маркус в прошлый понедельник. Он хочет лишь посмотреть, до какой поры близкие люди могут врать. Есть ли предел? Что может заставить их обнажить правду? И что, в конце концов, последует за этим? Есть ли жизнь после правды? Вот в чем вопрос.

- Какой смысл мне врать?

- Нет никакого смысла вообще. Весь мир – простая бессмыслица.

А Дональд не верит ни в психотерапевта, ни в Бога, он вообще никому не верит и ни чему. И винит во всем дождь. Но зачем-то спорит о том, где был Маркус. Уж не подстрекает ли он тем самым жену Роберта признаться во своем грехе и рассказать об измене?

Это он первым произносит эту странную фразу «Летние осы кусают нас даже в ноябре»… Это он оборачивает все в шутку. Зачем? Почему? Для чего? Уж не для того ли, чтобы эти три одиночества все же могли остаться вместе, а не разойтись как в море корабли?

«Причина трагедии в нашей жизни – потому что третий день идет дождь... Все, что со мной происходит, – из-за этого чертова дождя. Я стал искать другие причины. Но они остались мне неизвестны. Это все дождь»

Дождь – ложь. Как созвучны эти слова. Несмотря на всю глубину, спектакль «Летние осы кусают нас даже в ноябре» – легкий, яркий, позитивный. Трудно назвать его комедией, но и трагедией тоже никак нельзя. Во многом, благодаря финалу: «Можно спорить, не соглашаться, но главное – любить!»