«Тысяча и одна ночь» в Мастерской Петра Фоменко: «Жизнь – колесо, чей двигатель – обман»

«Мы, как кисть в руках художника, мы понятия не имеем, где мы…» В репертуаре Мастерской Петра Фоменко появился довольно оригинальный спектакль «Тысяча и одна ночь». И, кажется, что ты действительно погружаешься в какой-то удивительный мир грез и снов, чему способствуют соответствующая живая музыка и спокойный мелодичный тон повествования рассказчиков (Полина Агуреева, Федор Малышев). К слову, Полина Агуреева здесь и режиссер-постановщик, и автор инсценировки. И это ее дебют в этой роли. Спектакль получился настолько чувственным, что на афише не случайно красуется метка 18+.

«Тысяча и одна ночь» в Мастерской Петра Фоменко: «Жизнь – колесо, чей двигатель – обман»
© Мир24

«Ковер из сложных орнаментов и комбинаций…» здесь не только в переносном, но и в прямом смысле. Простая донельзя сценография, между тем невероятно геометрична и точна. Всего один штрих – и национальный колорит, и место действия, и время – все сразу наполняется каким-то объемом и дает волю фантазии. Огромная подушка с узорами приковывает внимание мгновенно еще до начала действия, а три окна неизменно ассоциируются то ли со стенами, с которых сходят персонажи, оживляя картинку, то ли с порталом в прошлое, то ли с кукольным театром, где не люди, а марионетки исполняют свои роли.

«Я поднялся в рай и увидел, что большинство его обитателей – бедняки. Я спустился в ад и увидел, что большинство его обитателей – женщины…» Так, кто же правит этим миром? Мужчина? Женщина? Любовь?! Все персонажи словно оживают и сходят с древних картин, нарисованных то ли на папирусе, то ли на скалах. Как не запутаться в страстях и не попасть в сети самого коварного и беспощадного чувства на земле? Можно ли противостоять страсти и физической усладе? «В чем суть людской суеты?.. Он хочет установить свой закон там, где любовь?» Но возможно ли это? И что вообще такое любовь – забота, нежность, влечение, страсть, близость – тела или духа?

«О, человек, не осталось в тебе добра…» Все без исключения персонажи тут хотят любви, но путаются в своих страстях. Особенно хочется отметить работу хореографа Натальи Шургановой. Благодаря ее стараниям, «1000 и 1 ночь» – это своего рода геометрия и пластика любви.

«Когда вступаешь в реку, отдайся ее поворотам…» А когда смотришь спектакль Агуреевой в Мастерской Петра Фоменко – отдайся чувствам и мыслям. Большое количество образов, экспрессия и поистине женское чувство юмора не заставят скучать.

«Пусть любовь даст ответ, кто красивее…» Тема отношений между мужчиной и женщиной, кажется, не будет исчерпана никогда. И именно в этой постановке нет безудержных скандалов, но есть искра, которая вспыхивает ярко и ничто не может погасить ее до тех пор, пока она сама не угаснет.

«Жизнь колесо, чей двигатель – обман…» Но отчего же повсюду ложь? Разве любовь – не светлое и высокое чувство, как привыкли мы считать испокон веков? Что рождает это чувство? Страсть и влечение? Так можно ли быть счастливым в любви, если нет правды? И как не ошибиться и понять, что это именно то, светлое, чувство, а не низменные желания? «Вселенная моя – ты, а я не знал», – говорит один из персонажей, бежавший из-под венца.

«Мелодия ведет нас в рай полузабытый…» Но есть все же что-то, бесспорно, в каждом из нас, что зовется музыкой сердца. Важно лишь услышать и разбудить в своем сердце именно то, что испокон веков зовется любовью, а не желаниями и страстями…

Фото предоставлены пресс-службой Мастерской Петра Фоменко