Любовь с первого взгляда и прекрасные принцы: как романтические мелодрамы вредят отношениям

Затяжные новогодние праздники с избытком скрашивались многочисленными сказками для взрослых, которыми телеканалы охотно потчевали публику в эту пору. Конечно, что и говорить, для зрителей, в особенности их прекрасной половины, романтические истории о красивой любви всегда привлекательны. Одна беда – после просмотра мелодрам о чудесных отношениях героев собственные начинают казаться откровенно неправильными. А между прочим, даже учёные доказали, что романтические мелодрамы действительно крайне опасны для нормальных человеческих отношений. Любовь нечаянно нагрянет Ещё несколько лет назад группа учёных из Эдинбургского университета, проведя ряд исследований, пришла к выводу, что мелодрамы и романтические комедии вроде столь милых зрительским сердцам «Ноттинг Хилл», «Сбежавшая невеста», «Свадебный переполох» и других, вредят любовным отношениям. Поскольку, по мнению исследователей, мешают людям смотреть на проблемы личного характера реалистично. Начать с того, что кинопроизводители, как считают учёные, слишком упрощают процесс зарождения чувств, давая извращённое представление о том, что это может быть и должно быть очень просто. Действительно, чего стоит, например, излюбленный мелодраматический приём – любовь с первого взгляда, которая настигает героя в фильме «Москва слезам не верит» или героиню Дженнифер Лопес в «Свадебном переполохе». Конечно, создателей фильмов понять можно – формат картины ограничен и действие должно развиваться крайне динамично. Но в результате многие восторженные зрительницы готовы принимать обычную влюблённость за настоящее долгожданное глубокое чувство. На самом же деле любовь и влюблённость – это абсолютно разные вещи. И далеко не всегда влюблённость может привести к возникновению серьёзных отношений. Для того же, чтобы первое пылкое чувство переросло в нечто серьёзное, необходимо, чтобы влюблённые поглубже узнали друг друга, обнаружили точки соприкосновения, научились принимать недостатки друг друга. Однако в романтических киносценариях это практически не учитывается. Будь моим принцем Вдобавок любители мелодрам под влиянием кинофильмов склонны создавать себе вымышленный идеал, а затем пытаться подогнать под него всех своих партнёров. Избранник или избранница должны непременно обладать всеми достоинствами сразу. Как, например, легендарный Гоша из знаменитого фильма «Москва слезам не верит» – и лицом хорош, и умом не обижен, и ужин приготовить способен, и в драку ввязаться, и вдобавок любимую женщину на руках носить готов вместе с её ребёнком. А герой Ричарда Гира из «Красотки» – тот вообще помимо прочих достоинств, ещё и солидным состоянием обладает. Ну как после такого красавца рядовым соседом с нижнего этажа увлечься? Впрочем, и некоторые мужчины склонны искать себе спутниц жизни под стать героиням Анджелины Джоли или Сальмы Хайек – длинноногих отзывчивых красавиц с богатейшим внутренним миром. Но в жизни идеальные люди встречаются так же редко, как бескорыстные олигархи. – Не бывает такого, чтобы человек – хоть женщина, хоть мужчина – обладал всеми достоинствами одновременно, – предупреждает московский психолог Марина Морозова, – Идеалов, как известно, не бывает. Но даже и не совсем идеальные герои мелодрам способны на всевозможные безу­мства ради любимых, внушая тем самым доверчивым зрительницам, что мужчины непременно должны совершать романтические поступки и говорить самые красивые слова. А между тем малый процент мужчин в действительности на это способен. Потому что в природе мужчин заложено несколько иное восприятие действительности. – Это иллюзия, что любой мужчина готов часами стоять под окнами любимой, распевая серенады, идти на любые жертвы, ничего не требуя взамен, – объяснял нижегородский сексолог Сергей Артифексов. – Конечно, в 20-30 лет он ещё готов на какие-то романтические безумства, но уже годам к 40 в силу вступает здоровый рационализм, формируется более практический подход к жизни. Тут уже, как в магазине или тренажёрном зале – мужчина готов заплатить определённую цену и получить то, что нужно. Причём под оплатой понимаются, конечно, не обязательно деньги – подарки, внимание и т.д. И в этом как раз и есть откровенное мужское поведение. Что же касается красивых слов, то, как показывают те же исследования, многие представители сильного пола, которые могут похвастаться завидным красноречием, как правило, дальше красивых слов не идут. Кстати, стремление поклонника к широким киношным жестам вроде корзины цветов на втором свидании или какого-нибудь внезапно преподнесённого дорогущего подарка должно не столько обрадовать, сколько насторожить. – Нужно вообще остерегаться резких эмоциональных всплесков. Гармоничный, уравновешенный человек не будет делать резких выпадов – ни слишком позитивных, ни слишком негативных, – советует Марина Морозова. Жизнь по сценарию Кроме того, считают исследователи, мелодрамы не только заставляют людей видеть в своих партнёрах «голливудские идеалы», но и провоцируют их самих на неверные поступки. Например, излишняя вера людей в неправдоподобные хэппи-энды, выдуманные сюжетные линии и ложную философию, навеянную романтическими фильмами, вроде «Сбежавшей невесты» или «Ноттинг Хилла», где в героя влюбляется голливудская звезда, зачастую становятся причинами разрывов. Одна наша читательница, ставшая жертвой альфонса, как раз очень любила смотреть мелодрамы. Поэтому обаятельному проходимцу ничего не стоило, скопировав манеру поведения киношного героя, внушить ей доверие. И его слезливая история об изменившей с лучшим другом жене и украденных у него деньгах не вызвала у бедной женщины ни малейшего сомнения, поскольку легко вписывалась в романтические каноны мелодрам. Пациентка же одного моего знакомого пихотерапевта считала, что для того, чтобы чувства влюблённых не затихали, им нужно непременно ссориться, как это делают герои её любимых мелодрам – от «Служебного романа» с «Вокзалом для двоих» до всевозможных телесериалов. Оно и понятно – движущей силой любого сюжета является действие, а оно, в свою очередь, строится на конфликтах. Это непоколебимый закон драматургии. Но никак не реальной жизни. Построить настоящие гармоничные отношения при постоянных ссорах практически так же невозможно, как и познакомиться с Брэдом Питом. Конечно, есть люди, которые тяготеют к постоянным бурным выяснениям и не мыслят себе жизни в тихой гавани. Но они, как правило, остаются одни, поскольку выдержать требуемый ими накал страстей мало кому под силу. К тому же, по мнению психологов Эдинбургского университета, поклонники таких мелодрам, как «Когда Гарри встретил Салли», «Вам пришло письмо», «Пока ты спал», полагают, что если человеку суждено быть с тобой, то он должен без слов понимать твои чаяния и настроения. Немудрено, что они зачастую не могут достичь взаимопонимания со своими партнёрами. Учёные также убедились в том, что почитатели романтических фильмов чаще других сталкиваются с серьёзными разочарованиями, справиться с которыми бывает очень трудно, а иногда и вовсе невозможно. «Проблема в том, что, несмотря на то, что почти все мы знаем, что идеальных отношений не существует, некоторые из нас всё же более подвержены лубочной картинке, которую рисует кино, – считает руководитель этого проекта Бьярн Холмс. – Люди полагают, что если их любовные отношения с кем-то не такие, как в голливудском фильме, значит, они плохие». По мнению Холмса, идея того, что в отношения надо вкладывать время и силы, непопулярна в Голливуде. Как, впрочем, и во многих других мелодрамах мирового кино. И не случайно почти все они заканчиваются свадьбой – дальнейшая жизнь героев остаётся за кадром. Потому что в ней уже, как правило, нет места урагану страстей и неимоверным подвигам. Даже самый распрекрасный принц на белом коне после свадьбы снимает свои доспехи и предстаёт обычным человеком со всеми своими слабостями, недостатками и вредными привычками. Совместная жизнь предполагает иное – стремление понять другого, принять его таким, какой он есть, поделиться своим теплом и заботой. Выглядит, конечно, несколько прозаично, но именно это, по сути, и является главным подвигом во имя отношений и любви. Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал о трёх знаках зодиака, в которых опасно влюбляться.

Любовь с первого взгляда и прекрасные принцы: как романтические мелодрамы вредят отношениям
© Нижегородская правда