Любовная магия: как ее изображали в искусстве
Если бы вопросы любви можно было решить с помощью магии, то в мире было бы гораздо больше крепких браков и счастливых семей. Или нет? Любовная магия — один из самых распространенных мотивов в мировой культуре, почти у каждого народа можно найти рецепт приворота или любовного зелья, которое «смягчает сердце» и «разжигает страсть». Разбираемся, как этот троп из тайного знания, хранимого поколениями, превратился в элемент комедии.
Древность, чары и куклы вуду
Самые ранние тексты, связанные с любовной магией, датируются двадцать вторым веком до нашей эры, они были найдены на территории Ближнего Востока, более поздние тексты были созданы в Древнем Египте, античной Греции и Римской империи. Магические тексты заклинаний и рецептов зелий покрывали целый блок проблем, связанных с любовными или брачными отношениями, а магическими услугами пользовались и женщины, и мужчины.
Так, маги могли помочь обрести симпатию объекта страсти, а могли лечить импотенцию. Основные тексты, которые накладывали чары на женщин, были посвящены не созданию романтического чувства, а, наоборот, полному подчинению женщины власти мужа. Такие тексты были обнаружены при раскопках на территории Древней Греции, Древнего Рима и Египта, а к некоторым заклинаниям прилагались ритуальные куклы, которые выполняли ту же функцию, что известные сегодня куклы вуду. Куклы использовались как для наведения порчи (у некоторых кукол, найденных на раскопках, были сломаны ноги, руки, отрублены головы), а также для приворотов. Одна из самых известных кукол на сегодняшний день находится в коллекции Лувра, находка датируется четвертым веком до нашей эры и была найдена при раскопках в Египте. Фигурка из необожженной глины изображает женщину, стоящую на коленях, со связанными руками, пронзенная 13-ю бронзовыми играми, а на прилагающейся к ней табличке ученые расшифровали привязывающее заклинание. Этот текст едва ли можно назвать любовным, он предполагал полное подчинение воли женщины своему мужчине, вплоть до того, что она должна утратить возможность есть и спокойно спать, пока она не перестанет испытывать пренебрежение к заказчику чар.
Более поздние куклы, в том числе найденные на территории Древнего Рима, больше походили на объекты эротической магии — там чаще встречались фигурки людей, переплетенные вместе в различных позах. При этом одна из фигурок, как правило, изображала заказчика заклятий.
Представители обоих полов искали в магических ритуалах решение своих любовных проблем. Если для мужчин они заключались в основном в непокладистом характере жен и необходимости их «укрощения» и подчинения, то женщины, как правило, обращались за магическими услугами, которые могли обеспечить хорошее отношение со стороны мужа и супружескую верность. Для этого они обращались к профессиональным колдунам, которые могли быть мужчинами и женщинами. Ученые предполагают, что магами были люди благородного происхождения, потому что для создания магических текстов и артефактов, а также фиксирования информации человек должен был владеть грамотой и, как следствие, иметь доступ к обучению.
Сюжет, посвященный сохранению супруга, дошел до наших дней в том числе в тексте о Геракле и его жене Деянире, последнюю обманул кентавр Несс. Умирая от ранения стрелой (пропитанной кровью Лирнейской гидры), он сказал Деянире собрать его кровь, поскольку она является сильным приворотным средством. Когда Деянира узнала, что Геракл хочет жениться на царевне Иоле, она пропитала кровью Несса хитон мужа, но отравленная ядом гидры кровь сама стала отравой, и Геракл умер в страшных мучениях.
Любовная магия для принцесс
Во многих культурах любовная магия появляется там, где заключаются браки по расчету и династические браки. Это неудивительно, ведь молодожены могли впервые увидеть друг друга в день венчания, и первое впечатление (а также последующие) могло остаться не самым приятным — и тем более такой расклад омрачался брачной клятвой с размытым сроком действия «пока смерть не разлучит нас». В такой ситуации влюбиться друг в друга любыми способами казалось вполне рабочим решением.
Любовная магия в контексте таких браков дошла до нас в текстах средневековых рыцарских романов. Так, в романе о Тристане и Изольде принцессу выдают замуж за короля Марка, дядю Тристана. Мать Изольды, королева Ирландии, дала отправляющейся на свадьбу дочери любовный напиток, который должен был связать ее с королем Марком нерушимой любовью, сильной, как смерть. На корабле, идущем в Тинтагель, Тристан и Изольда случайно выпивают данный королевой напиток и оказываются связанными до самой смерти. Похожий сюжет можно найти в «Песни о Нибелунгах», где герою Сигурду преподносят заговоренный мед, чтобы он забыл свою возлюбленную валькирию Брюнхильду и обратил внимание на Гудрун. Магия срабатывает, но чувства Брюнхильды не исчезают, и после смерти Сигурда она закалывает себя.
Интересный момент: в рыцарских романах магией также обладали королевы, и даже Изольде были ведомы все травы, что позволило ей исцелить Тристана. Доступ к магическим практикам, как и в Античности, был привилегией, требовавшей обучения.
Уже на этапе Средневековья и в произведениях Нового времени любовная магия перестала быть панацеей и лекарством от всех проблем в супружеской жизни, авторы также показывали, что магия может стать источником еще больших неприятностей и мук совести.
Чуть позже авторы начали замечать все больше недостатков любовной магии: она делает человека одержимым, не дает двигаться дальше, например после смерти возлюбленного, а иногда просто привязывает человека к партнеру, не давая выбраться из отношений и жить счастливо. И хотя любовные ритуалы сохранились в источниках до наших дней, все чаще авторы говорили об «обратной стороне» такой магии.
Простая магия
В XIX веке вышла комедийная опера авторства Гаэтано Доницетти «Любовный напиток». Впервые она была представлена в 1832 году в Милане. В этой сатирической опере авторы между строк задаются вопросом: «А в чем заключается магия любви?»
«Любовный напиток»
Бедный парень Неморино влюбляется в Адину, богатую землевладелицу. Он признается ей в своих чувствах, но та отклоняет его предложение стать его женой и заявляет, что хочет менять любовников каждый день. Но Неморино не успокаивается, и, чтобы проучить его, Адина говорит, что выйдет замуж за одного из своих воздыхателей, Белькоре. Неморино решает обратиться к магии и на улице покупает у доктора Дулькамара волшебный эликсир Изольды, который на деле оказывается вином. Неморино выпивает его и, чувствуя эффект, решает заново попытаться получить любовь Адины, но своим поведением только ускоряет ее свадьбу.
Неморино решает купить еще эликсира, для этого ему нужны деньги. И, чтобы решить финансовый вопрос, он записывается в армию, а все полученные за это монеты снова отдает Дулькамару. Естественно, доктор снова щедро снабжает его фальшивыми зельями, но по городу уже разнесся слух, что Неморино разбогател и получил наследство. Толпы девушек стали относиться к парню гораздо милее и добрее, и Неморино думает, что на этот раз эликсир подействовал. Адина замечает возросшую популярность Неморино и спрашивает у Дулькамара, в чем дело, и тот рассказывает всю историю. Тронутая искренностью Неморино, Адина признается ему в любви, и герои дальше живут долго и счастливо.
С язвительной улыбкой авторы как бы намекают, что вера в себя, искренность и немного денег могут сделать гораздо больше, чем любая магия. Если вы все еще считаете, что для успеха в любви вам нужно потустороннее вмешательство, вот несколько фильмов, которые помогут вам передумать:
«Cон в летнюю ночь»
Год: 1999 Режиссер: Майкл Хоффман
Одна из последних экранизаций одноименной пьесы Уильяма Шекспира. Герои — актеры, возлюбленные и даже король фей Оберон со своей женой Титанией — оказываются во власти шутки Пака, нашедшего волшебное зелье, которое заставляет человека полюбить первого, на кого упадет взгляд.
«Белоснежка: Месть гномов»
Год: 2012 Режиссер: Тарсем Сингх
Классическая история о Белоснежке в более современном прочтении. Королева избавляется от мешающейся под ногами падчерицы, хочет сама женить на себе принца и, чтобы гарантировать результат, дает юноше специальный эликсир. По обещаниям производителя, принц будет обожать ее, как щенок.
«Однажды в Риме»
Год: 2010 Режиссер: Марк Стивен Джонсон
Бет отправляется в Рим на свадьбу младшей сестры. Гуляя по городу, она натыкается на фонтан, куда бросают монетку люди, ищущие любовь. «Если гора не идет к Магомеду», — решает Бет и вылавливает из фонтана несколько монеток. А люди, которые бросили их в воду, теперь преследуют Бет, сгорая от любви.