Чем мир обязан жене изобретателя автомобиля Карла Бенца?
На обложке этой статьи, разумеется, не фотография из оригинальной поездки, а современная реконструкция событий 1888 года. Кто эти джентльмены, и почему они катят «Моторваген» Карла Бенца за колеса? И куда собралась фрау на самом первом (согласно патенту) автомобиле в истории? Сегодня мы расскажем о значимом для всего автомобильного мира эпизоде. Не станем повторять громких слов про «большой шаг для всего человечества», но отметим, что это был шаг прогрессивной и решительной женщины.
Cегодня, когда женщины, кажется, поровну разделили с мужчинами все возможные профессии, автомобиль выглядит старорежимным островком патриархата.
Согласитесь, при всем уважении девушка за рулем такси вызывает удивление. Про достижения гонщиц не пишут романов и не снимают кино. Успехи Элишки Юноковой, Мишель Мутон и Лейлы Ломбарди в далеком прошлом — будто и не было их вовсе. Да что гонки — женщины на заметных постах в автобизнесе по-прежнему экзотика. Хотя Линда Джексон успешно рулила «Ситроеном», а Мэри Барра до сих пор возглавляет General Motors.
Получается, история автомобиля чисто мужская территория? Отнюдь. Не забывайте — если бы не женщина, может статься об автомобиле как таковом никто и не узнал вовсе. Спасибо вам огромное, Берта Бенц!
Заслуги жены Карла Бенца в создании «Моторвагена» — первого автомобиля в истории — принято считать эпизодическими. В лучшем случае — роль второго плана. Стереотипная линия сильной любящей женщины, которая есть в судьбе каждого успешного мужчины. Мы, если честно, не согласны с такой формулировкой. Справедливее считать Берту Бенц исполнительницей главной женской роли, без которой и картины бы не получилось.
Страничка в дневнике
«Ну что ты будешь делать — опять девочка!»
Такую обидную запись в ежедневнике собственного отца юная Берта Рингер обнаружила случайно. Искала что-то среди книг и наткнулась на строчку, которую обожаемый папуля давным-давно оставил в день ее рождения!
Не поймите превратно: герр Рингер — плотник по профессии, ставший крупным строительным подрядчиком и удачным игроком на рынке недвижимости — не был плохим человеком. Просто в середине XIX века к женщинам в обществе вообще относились иначе.
Сегодня это назвали бы сексизмом, а тогда даже уважаемые научные журналы не стеснялись в выражениях: «Совершенно очевидно, что «более легкий» мозг женщины не способен воспринимать точные науки». Много думать вообще считалось вредно и даже пагубно, особенно для единственно важной миссии в жизни каждой женщины — реализации материнской функции.
Берте еще повезло. Да, отец мечтал о наследнике, но и на образовании своих девочек не экономил. Так она попала в «Хильда-гимназиум» — лучшую школу для девочек в Пфорцхайме. И учили здесь не только вышивать крестиком. Любимым предметом Берты стало естествознание, а стоило малышке оказаться на вокзале, как ее глаза восторженно блестели при виде паровозов и вагонов. Просто сорванец в юбке!
Непростой выбор
К 20 годам из смышленой любознательной девочки Берта превратилась в стройную, красивую, умную женщину. Кстати, с очень хорошим приданым. Очередь из женихов выстроилась на половину Пфорцхайма — выбирай не хочу. Но прямо-таки по-голливудским канонам Берта влюбилась в бедняка…
Карл Бенц остался без отца в два годика. Его мама в одиночку рвала жилы на нескольких работах, чтобы обеспечить сыну достойное образование. И тот не подвел. К 20 годам Карл с отличием закончил политехнический институт Карлсруэ. Правда одаренный и умный молодой человек не имел и малейшего представления, куда именно приложить свои таланты и энергию.
Бенц успел поработать в паровозном депо, на фабрике промышленных весов, в строительной компании. Еще он с восторгом изучал новомодные двигатели, работающие на энергии взрыва, конструкции Ленуара и Отто, смутно фантазируя о возможных вариантах их применения.
«Мне кажется однажды эти моторы удастся использовать в качестве движущей силы для экипажа или повозки. Думаю из этого может что-то получиться…». Как и многие молодые люди Карл совершенно не умел разговаривать с хорошенькими женщинами. Случайно оказавшись в экскурсионном экипаже с хорошенькой фройляйн, он не придумал ничего лучше, чем рассуждать про железки…
Но все сложилось идеально. Берта — конечно, это была она — сразу и до беспамятства влюбилась в худощавого ботаника, за душой которого кроме инженерного диплома не было ни гроша.
Какой удар для Рингера-старшего! Не таким он представлял будущего зятя. Несмотря на все разговоры и увещевания Берта стояла на своем выборе. Более того, она убедила отца еще до свадьбы предоставить приданое в распоряжение мужа. Карл как раз пытался выкупить у компаньона долю в небольшой фабрике по выпуску металлообрабатывающих станков. Кто мог знать, что приданое фрау Бенц и станет первым шагом в долгом пути к первому в мире автомобилем…
Верь в себя, не замечай препятствий
Дорога была долгая и ухабистая. Маленький заводик приносил Бенцам немного, зато дети у молодой пары шли один за одним. Старшие сыновья Ойген и Рихард родились с разницей в год, еще через три в семье Бенцев появится первая дочка, затем еще одна и еще… Кроме детских расходов, значительная доля семейного бюджета уходила на технические эксперименты Карла.
Узнай старик Рингер куда зять спускает приданое дочери, выругался бы трехэтажным немецким матом. Берта же только нежно обняла мужа, когда в сочельник 1879-го построенный Карлом ДВС, наконец, заработал. Даже тогда до самой важной в жизни фрау Бенц поездки осталось целых восемь с половиной лет…
Сложно точно назвать дату, когда Карл принялся за постройку «Моторвагена». Зато каждый из этих дней он ощущал поддержку и участие Берты, верившую в мужа с самого начала. И это было не просто банальное «дорогой, у тебя все получится». Берта реально помогала в мастерской: когда надо подавала инструменты, часто крутила педали швейной машинки, присоединенной к динамо — так заряжали аккумуляторы, и вообще никогда не боялась запачкать руки машинным маслом. И все это не считая обычные семейные дела и обязанности.
Наконец, мрачным вечером осенью 1885-го Берта первой захлопала в ладоши, когда первый в мире автомобиль самостоятельно проехал первые несколько метров…
В дорогу, в дорогу…
В Голливуде на этом месте уже соорудили бы хэппи-энд. Спустя 15 лет проб, ошибок и жизни чуть ли не впроголодь Карл и Берта, наконец, находят свое эльдорадо — придуманный и построенный автомобиль, делает их знаменитыми и богатыми. Складно? Да вот только ничего подобного.
Неуверенный в себе, вечно сомневающийся, рефлексирующий по поводу и без Карл был прирожденным инженером, но очень плохим бизнесменом. Даже получив патент на свое изобретение и изъездив на «Моторвагене» окрестности города, Бенц и два года спустя после постройки машины особо в нее не верил. Его не устраивало то одно, то другое, то третье. Больше всего Карл боялся, что людям не понравится автомобиль и его никто не захочет покупать: «Нет, я этого не переживу»…
Сколько бы он еще топтался на месте, изображая муки перфекциониста? Полгода, год, дольше? Берта как могла подбадривала мужа, уверяя что машина достаточно хороша, но в конце-концов поняла — чтобы дело сдвинулось нужно что-то посильнее слов…
Ранним утром 5 августа 1888 года Берта встала пораньше и крадучись разбудила старших сыновей. С Рихардом и Ойгеном все обговорили заранее. Вместе они открыли ворота и, стараясь не шуметь, оттолкали «Моторваген» на несколько десятков метров от дома. Только бы не разбудить ничего не подозревающего мужа! Лишь затем парни крутанули колесо огромного маховика, и одноцилиндровый моторчик застрекотал словно гигантская швейная машинка.
План был прост и дерзок одновременно. Навестить любимую мамочку Берта собиралась уже давно. Только зачем покупать билет на поезд? Сотню с небольшим километров от Маннгейма до дома Рингеров в Пфорцхайме можно осилить и на автомобиле! Карлу она конечно ничего не сказала. Тот никогда бы не согласился на подобное безумство.
«Дорогой, мы в порядке»
И да, это было безумство. Сегодня сотня километров за рулем — детская забава. Но в 1888-м даже в Германии не было асфальтированных дорог, а конструкция «Моторвагена», мягко говоря, не подходила для дальних поездок.
Только представьте у машины, например, отсутствовал бензобак. Топливо заливалось непосредственно в карбюратор, и запас хода был более чем скромным. Мотор заглох уже в Вислохе — где-то в 30 километрах после старта. Никаких проблем — Берта зашла в аптеку и деловито попросила 10 литров лигроина, бензиносодержающего растворителя, который вполне годился в качестве топлива. С тех пор аптеку в Вислохе называют первой в мире АЗС.
Если бы на этом приключения закончились! В испаритель системы охлаждения регулярно приходилось добавлять воду. Засор топливной трубки фрау Бенц прочистила с помощью булавки, а заискривший провод индукционной катушки заизолировала чулочной подвязкой. За сторонней помощью пришлось обращаться только у самого финиша — в Баушлотте местный сапожник смастерил новую кожаную накладку на тормозную колодку.
Только неприспособленность «Моторвагена» к подъему на холм — мотор упорно глох под нагрузкой — победить не удалось. Ничего страшного — мама оставалась за рычагом управления, а Рихард и Ойген заталкивали машину на уклоны.
Позже это станет поводом для первого в мире рестайлинга. По совету жены Карл добавит в простейшую трансмиссию машины понижающую передачу или, как он ее сам назвал, «Устройство для преодоления холмов».
В Пфорцхайм безлошадный экипаж Бенцев вкатился уже в сумерках. Первым делом Берта помчалась на почту — отбивать телеграмму мужу: «Дорогой, я у мамы. Все в порядке».
«Мерседес» выпустил короткометражку про путешествие Берты Бенц в 1888 году. И это очаровательно
Теперь это действительно был хэппи-энд. Пару недель спустя Карл наконец наберется смелости и отправит «Моторваген» на выставку в Мюнхен. Как выяснится, за золотой медалью. А вскоре в офис Бенцев постучится обходительный и хваткий француз: «Рад познакомиться, меня зовут Эмиль Роже, и я хочу стать вашим торговым представителем в Париже»…
Но это, как вы сами понимаете, уже совсем другая история… /m