Пять гендерных стереотипов, которые разрушает Анастасия Каменская

"— Ты никогда не задумывался над тем, что в русском языке ярко проявляется половой шовинизм? <...> В официальном правильном русском языке есть слова, которые с равным успехом могут обозначать и мужчину, и женщину, но все равно эти слова мужского рода. То есть изначально предполагалось, что слово это может относиться только к мужчине. <...> Мы в разговорной речи, конечно, употребляем слова и "врачиха", и "инженерша", и "полковница", но это именно разговорная речь. В официальных документах так не пишут".

Пять гендерных стереотипов, которые разрушает Анастасия Каменская
© ТАСС

Так "подполковница" Анастасия Павловна Каменская размышляет в романе "Призрак музыки", написанном в 1998 году — то есть во времена, когда в России еще никто не обсуждал феминитивы. Первая книга из серии о женщине-сыщике вышла в 1993 году — тогда мы жили совсем в другом обществе. И в наши дни многое из мира Марининой кажется странным. Например, один герой когда-то женился на "толстушке-дурнушке", чтобы она всю жизнь была ему благодарна. А другая героиня всерьез рассуждает о том, что женщине 30+ очень трудно выйти замуж. Да и сама Настя Каменская, надо признать, периодически говорит что-то, за что ее осудили бы современные феминистки.

И все же в этом весьма сексистском мире она разрушает гендерные стереотипы. Как минимум пять.

* Если вы смотрели сериал, но не читали книгу, то что-то в этом тексте может вас удивить.

Все женщины хотят замуж. И детей!

"— Я наконец понял, почему ты не выходишь за меня замуж. <...> Потому что ты ленивая и нехозяйственная. Пока я прошу твоей руки, а тому без малого полтора десятка лет, я от тебя якобы зависим, и ты помыкаешь мной как хочешь. Если я на тебе женюсь, то обрету свободу и независимость, а кто будет тебя, поганку, кормить?"

"Убийца поневоле"

Прежде чем согласиться выйти замуж, Настя думала 15 лет. Но даже после свадьбы она часто спрашивает себя, правильно ли сделала. И иногда жалеет, что у нее есть муж, с которым надо разговаривать.

Серия романов о Насте Каменской начинается, когда ей 32 и по сюжету на дворе стоит 1992 год. По тем временам женщине ее возраста давно пора быть замужем (с точки зрения общественного мнения, конечно). Жилищных проблем у нее нет — она живет хоть и в крохотной, но собственной квартире. А подходящий кандидат в мужья есть — ученый-математик Леша Чистяков. Он живет и работает в подмосковном Жуковском, а к ней приезжает на несколько дней в неделю. Они знакомы с 15 лет. В 20 он впервые сделал ей предложение и с тех пор регулярно его повторял. Но Настя не соглашалась, хотя сама постоянно себя спрашивала, почему ему отказывает. Однажды, правда, она пообещала пойти в ЗАГС за то, что он нашел для нее нужную информацию в компьютере. Но обманула.

Собственно, из-за компьютера Настя и "сдается". В романе "Смерть ради смерти" Чистяков получает большой гонорар и предлагает Каменской выбор: отправиться отдыхать или купить ей хорошую технику для работы. Настя выбирает второе. Но оказывается, что Леша уже купил ей компьютер. "Если ты знаешь меня настолько хорошо, что можешь с закрытыми глазами определить, как бы я распорядилась тремя тысячами долларов, то мне надо быть круглой идиоткой, чтобы отказываться выйти за тебя замуж", — говорит она и сама просит Чистякова сделать ей предложение. На момент заключения брака Насте почти 35 лет.

Большого значения свадьбе Каменская и Чистяков не придают — она даже отказывается специально покупать платье. Они расписываются 13 мая, то есть вопреки всем приметам, а вечером после банкета Леша садится за работу. Настя, правда, взяла послесвадебный отпуск, но провела его за раскрытием убийства: прямо во время их свадьбы в ЗАГСе застрелили женщину. "Замуж выйти не можешь по-человечески, чтобы без трупа", — говорит ей коллега.

А возможность родить детей Настя даже не обсуждает — ей это не нужно.

Все женщины хотят быть привлекательными. И нравиться мужчинам

"— Ты очень хорошенькая, когда накрасишься <...> И чего бы тебе каждый день такой не быть? Нам, мужикам, на радость, твоему самолюбию на потеху. Лень одолела?

— Угу <...> Лень одолела, ваши мужицкие радости меня не волнуют, а самолюбия у меня просто нет".

"Украденный сон"

"Совершенно невзрачная", "пацанка", "серая мышка", "старая дева", "успехом у мужчин не пользуется" — это все о Насте. "Классически правильное холодное лицо с высокими скулами, красивым ртом и задумчивыми глазами" — это тоже о ней.

У Каменской длинные светлые волосы, светлые глаза и "лицо как чистый лист бумаги". Она умеет делать любой макияж и называет это "лучшим в мире развлечением", иногда носит цветные линзы и ненадолго перекрашивает волосы. Все это ей привозит мама, которая работает за границей. Она же пополняет дочке гардероб. У Насти длинные ноги, тонкая талия, но она не любит их показывать и в обычной жизни носит джинсы, кроссовки и свитера. Потерпеть неудобные туфли она готова только ради служебного задания, собственной свадьбы или важного мероприятия любимого мужчины. Лишь однажды она просто так наряжается и красится с утра (в результате ее пытаются "склеить трое юных амбалов") — в романе "Седьмая жертва", где Настя уверена, что скоро ее убьют.

Дважды за серию романов Каменская преображается полностью, хотя и ненадолго. В "Стечении обстоятельств" — чтобы заманить преступника, который не должен был ее узнать, в "Мужских играх" — потому что переживает тяжелую ситуацию. Ей говорят, что, если б она делала это постоянно, от мужчин не было бы отбоя. Но Насте это лень и неинтересно. Желание сделать стильную стрижку и надеть необычное платье просыпается в ней только на пенсии, после 50 лет. Хотя до этого был момент, когда она постриглась, чтобы почувствовать себя взрослее. В общем, ее игры с внешностью — это обычно или про работу (потому что ради сложной комбинации надо выглядеть как-то иначе), или про какие-то переживания. Но не про кокетство.

Женщины живут эмоциями. Чувства для них — главное

"Я даже не ревную, — обреченно думала Настя. — Господи, да есть ли у меня вообще какие-то чувства? Ну почему я такая твердокаменная! Неужели я способна ощущать только две вещи: обиду и страх? Аналитическая машина, лишенная нормальных человеческих переживаний".

"Игра на чужом поле"

В 23 года Настя неудачно влюбилась — это был единственный мужчина, от которого она "сходила с ума". Он появляется в романе "Стилист" — там они встретятся много лет спустя. А за месяц до собственной свадьбы она на несколько дней влюбилась в генерала Заточного. Во всей серии он, наверное, единственный мужчина, имеющий над ней какую-то власть. К собственному мужу она испытывает ровные, спокойные чувства — и даже не ревнует его (Леша иногда увлекается "длинноногими и пышногрудыми яркими красавицами", но ему мгновенно становится с ними скучно). Даже целуясь с красавцем Дамиром в романе "Игра на чужом поле", Настя думает только о том, для чего ему это нужно.

А вот страх, злость и обиду Каменская действительно чувствует часто, и иногда это мешает работе. В романе "Мужские игры" она даже хочет уйти из своего отдела, потому что не срабатывается с новым начальником. А в книге "Незапертая дверь" признается: "У меня женское мышление. И женское отношение к работе <...> Мне, как нормальной бабе, нужен психологический комфорт, понимаешь?" Это как раз пример того, что Настя тоже иногда мыслит стереотипами о мужском и женском.

Женщина должна быть хозяйкой. И варить борщи

" — Аська, скорей бы ты уже замуж вышла, что ли. У тебя холодильник — как у старого холостяка.

— Думаешь, я после свадьбы готовить начну? — засмеялась она. — Не обольщайся. Мне скоро тридцать пять, меня уже не переделать.

— Как же ты своего Чистякова кормить собираешься?

— А он сам себя прокормит. И меня заодно".

"Шестерки умирают первыми"

Настя ленива во всем, что не касается работы. "Тебе даже бутерброд сделать лень, не то что разводиться", — говорит Чистяков. Еду в их семье готовит он: Настя даже не разогреет готовый ужин, если Леша этого не сделает, и предпочтет съесть бутерброд. Когда Чистяков уезжает к родителям или в командировку, он спрашивает жену, прокормится ли она без него.

Иногда на Настю что-то находит, и она принимается заниматься хозяйством. Предлагает Леше самой приготовить обед или украшает бутерброды солеными огурцами и клюквой. В романе "Седьмая жертва" она готовит яйца по-неаполитански — и впоследствии делает их раз в год, "когда надо к Чистякову подлизаться". В книге "Незапертая дверь" на фоне стресса из-за нового шефа она экспериментирует — печет пирожки и готовит "рыбу по-гречески". А выйдя на пенсию, даже мечтает, как будет варить мужу супы и жарить котлеты. Но вместо этого устраивается работать в частное детективное агентство. Настя — не хозяйка, и если уж Чистяков отказался это исправлять, то пенсия точно не сможет.

Оперативник — мужская работа. Женщина с ней не справится

"К ней в этом Городе с самого начала отнеслись несерьезно, не скрывая общей установки на то, что женщина в уголовном розыске — это полнейшая чепуха и быть этого не может. А когда произошло убийство и Настя открыто предложила свои услуги, ей вполне определенно дали понять, что женщина должна знать свое место и близко к барьеру не подходить".

"Игра на чужом поле"

Каменская знает пять иностранных языков, в отпуске переводит детективные романы, а чтобы проснуться, перемножает в уме трехзначные числа. Она легко нашла бы другую работу. Но ей хочется ловить преступников.

При этом Настя действительно необычный оперативник. У нее слабое здоровье: больная спина и плохие сосуды, она все время мерзнет, а в духоте может упасть в обморок. Она не умеет бегать, стрелять и драться, "не сидит в засадах и не стаптывает ноги в поквартирных обходах, не выезжает на место происшествия". Ее работа — думать и анализировать. Когда она пришла работать на Петровку, 38, ее признали не сразу. Некоторые сотрудники были уверены, что она спит с начальником. Со временем коллеги поняли, что в Настю, как в компьютер, можно "загрузить" информацию, а она выдаст результат.

Настя и сама проявляет сексизм в работе. "Дама должна заниматься эмоциями, а мужчина — деньгами", — говорит она коллеге, когда они решают, кто из них какую версию убийства будет отрабатывать. Ей скучно изучать финансовые причины преступлений. "Деньги никогда не бывают первопричиной убийства, — уверена она. — Они могут быть поводом, они даже могут быть второй причиной. Но первой — никогда".

Но хотя Настя отлично справляется со своей работой и ближе к пенсии становится "той самой Каменской", ей то и дело приходится сталкиваться с теми, для кого "курица не птица, а баба не человек". Она выходит на пенсию в 50 лет, то есть в 2010 году. К тому моменту разбить этот стереотип не удалось даже ей.

Бэлла Волкова