7 лет счастья и 7 лет траура. История любви Александра Пушкина и Натальи Гончаровой
Более 160 лет ее винили в смерти поэта. Об их любви было сказано так много, но всегда будет недостаточно. Никто не знал жену Александра Пушкина так, как знал ее поэт, не пожалевший жизни во спасение ее части. Наталья Гончарова и первый поэт страны — история любви, оставшаяся в веках.
Запах горящих в канделябрах свечей, гул людских голосов, духота и звуки прекрасной музыки. В самом разгаре был «детский» бал, кои устраивал ежегодно на Рождество для своих учеников и учениц танцмейстер Петр Андреевич Иогель. Александр Пушкин лишь накануне приехал в Москву и сразу же попал на «ярмарку невест». Но поэту суждено было попасть именно туда, ведь там он впервые увидел Наталью Гончарову. 16-летняя красавица вмиг покорила Пушкина и он уже не мог отвести от нее взгляда. Не раздумывая слишком долго, поэт написал матери Гончаровой Наталье Ивановне. Ответа Александр Сергеевич долго не получал, а потом ему пришло письмо.
Мать избранницы самого популярного в стране поэта не отказала ему, но и не дала согласия. Однако, полное неопределенности письмо, привело Александра Сергеевича в настоящий восторг, ведь в нем не было категоричного «нет». Наталья Ивановна писала, что дочь ее еще слишком молода для брака. В ответ свет русской поэзии ликует и благодарит Гончарову за подаренную надежду. Переполненный чувствами Пушкин уезжает воевать и уже оттуда пишет будущей теще еще одно письмо, признавшись, что не понимает под влиянием чего умчался в гущу сражений. Многие историки уверены, поэт понимал, что расчетливая мать Натальи Гончаровой не теряла надежды найти для красавицы-дочери более выгодную партию, чем опальный поэт.
Однако время шло, а угодный для обедневшей семье жених так и не появлялся на горизонте. Конечно, Гончарова была хороша собой, но желающих «переходить дорогу» Пушкину попросту не было. Да и сама мадемуазель явно была польщена вниманием первого поэта страны. О любовных похождениях Александра Сергеевича ходили легенды, а дамы одаривали его своим вниманием и без усилий с его стороны. Для юной девушки сватовство поэта было очень лестно, ведь из всех он выбрал именно ее. Многие склонны считать, что Гончарова и сама влюбилась в Пушкина и смогла повлиять на решение матери.
Согласие на брак в итоге было получено и спустя два года после знакомства свадьбу сыграли. Поэт и его молодая жена были счастливы. Пушкин писал, что не может поверить в то, что самая прекрасная на свете женщина теперь принадлежит ему. Он был старше Натальи, но разница в возрасте была не столь велика и лишь немного превышала десять лет. В те годы Гончарову называли холодной красавицей и считали недостойной такого тонко чувствующего мужа, как Александр Сергеевич. Но, спустя больше века историки нашли немало подтверждений, что Гончарова никогда не была надменна и холодна. И уж тем более нельзя было назвать ее глупой пустышкой, какой считали ее многие современники.
Пушкин, как обладатель чуткой души и один из умнейших мужчин в стране, не мог бы полюбить глупую и холодную женщину. А жену поэт боготворил. Он советовался с ней во всем — и в экономических вопросах, и в светских, и даже делился политическими взглядами. Гончарова мастерски играла в шахматы, прислушивалась к советам более умудренного опытом светской жизни мужа и была абсолютно счастлива. Пара попыталась ненадолго переехать подальше от шумного города, но общество не готово было отпустить самых обсуждаемых в стране влюбленных и в загородном доме Пушкиных всегда было много гостей. Семья вернулась в столицу. Беда пришла откуда не ждали. Счастье семейства рухнуло, когда добродушная Наталья решила поселить у себя двоих старших засидевшихся в девках сестер. Пушкин затею супруги не одобрял, но и запрещать сие не стал.
«Эй, женка! смотри… Мое мнение: семья должна быть одна под одной кровлей: муж, жена, дети, покамест малы; родители, когда уже престарелы; а то хлопот не наберешься, и семейственного спокойствия не будет», — писал Наталье поэт. После переезда в столицу старшую из сестер Екатерину пожаловали в фрейлины императрицы, охранным полком которой являлся Кавалергардский полк. Именно в нем и служил будущий убийца Александра Сергеевича Дантес. 25-летняя Екатерина по уши влюбилась в голубоглазого 22-летнего корнета. Но француз был так избалован женским вниманием, что ему были довольно скучны томные вздохи фрейлины Гончаровой. Другое дело ее младшая сестра Наталья — жена самого Пушкина, первая красавица Империи и такая недоступная для него женщина.
Прикрываясь ложными чувствами к Екатерине Дантес тем временем пытался добиться расположения жены поэта. Вскоре вся эта ситуация стала живо обсуждаться в обществе и Дантес получил вызов от Пушкина. Сгладить ситуацию и обойтись без дуэли помогла свадьба француза с Екатериной Гончаровой. Но страсть офицера к Наталье ничуть не ослабла. Чем закончилась эта история — знает весь мир. Много лет, даже века, поклонники творчества Пушкина склонны были винить в печальном исходе Наталью. Дескать, изменила поэту ветреная красавица, спровоцировала ревность, не остановила слухи и так далее. Оправдать Гончарову историки смогли не так давно. По перепискам и сохранившимся архивам, по крупицам удалось воссоздать истинный портрет избранницы Александра Сергеевича, овдовевшей в 25 лет. Она была умна, скромна, добра, писала стихи и была по-настоящему влюблена в своего мужа.
Сам Дантес невольно оправдал предмет своей страсти благодаря сохранившимся и опубликованным письмам. Француз признавал, что так и не добился расположения Пушкиной. Что бы он ни делал супруга поэта оставалась холодна с ним. Да и вспыльчивый Александр Сергеевич в верности Натальи не сомневался и попросту хотел защитить честь жены, о которой уже каких только слухов не ходило в свете. Перед смертью поэт завещал любимой, уехать из столицы с детьми (а их у пары было четверо) и постараться, чтобы о ней все на свете забыли. Траур носить по нему Наталье Николаевне надлежало два года, а потом Пушкин советовал ей снова выйти замуж за человека достойного. Смерть поэта подкосила здоровье молодой вдовы и в свете говорили, что Гончарова вот-вот уйдет вслед за мужем. Но, взяв себя в руки, Наталья Николаевна сделала так, как велел Пушкин. Вот только траур по поэту она носила не два года, а семь с половиной лет. Вторым мужем Пушкиной-Гончаровой стал генерал Петр Петрович Ланской, но это уже совсем другая история... Иллюстрации взяты из свободных источников