Войти в почту

«Ревность — основная причина убийств женщин» Что заставляет людей по всему миру подозревать друг друга в измене?

Отношения полов подразумевают не только взаимное притяжение, но и войну. Обман, измены, соперничество, насилие — все это исследователи относят к военным действиям. На русский язык перевели книгу Дэвида Басса «Почему мужчины делают это. Корни сексуального обмана, домогательств и насилия». Автор Дэвид Басс описывает механизмы, сложившиеся в ходе длительных эволюционных изменений нашей сексуальной психологии и дает практические советы мужчинам и женщинам, как этих конфликтов избежать. С разрешения издательства «Альпина нон-фикшн» «Лента.ру» публикует фрагмент текста.

«Ревность — основная причина убийств женщин» Что заставляет людей по всему миру подозревать друг друга в измене?
© Lenta.ru

Большинство научных исследователей не относят ревность к «базовым эмоциям». Их аргумент заключается в том, что для ревности не существует характерного выражения лица, в отличие от таких эмоций, как страх, ярость и отвращение. Однако с эволюционной точки зрения определенное выражение лица важно только для эмоций, возникших, чтобы человек мог сигнализировать о своем внутреннем состоянии окружающим.

Выражение лица, характерное, к примеру, для гнева, посылает сигнал другим людям откорректировать коэффициенты соотношения благополучия по отношению к сигнализирующему. Ревность, напротив, выполняет отличные от сигнализирования адаптивные функции: она предупреждает ревнивца о желающих увести партнера, о неверности партнера и о потенциально разрушительных последствиях разрыва отношений с партнером. Важно отметить, что ревность обеспечивает внутреннюю мотивацию для принятия мер по устранению существующих и предотвращению возможных угроз отношениям. С точки зрения психологии, ревность появляется, когда возникает риск для ценных социальных отношений. Если речь о романтической связи, угроза может исходить извне, от заинтересованных и более привлекательных соперников.

Угрозы могут исходить изнутри, в виде двойной опасности — неверности партнера и его отказа от отношений.

Даже если партнер на 100 процентов верен и нет признаков измены, ревность может вызвать несоответствие партнерской ценности, возникающее, если одного из партнеров понижают в должности, увольняют с работы, он теряет социальный статус или страдает от изнурительной болезни

В этих случаях угрозы вследствие разницы в желанности возникают не сразу; большинство людей не бросают партнера, переживающего временные трудности. Однако постоянные противоречия нависают над отношениями как зловещие тучи над горизонтом, предвещая бурю, если слишком затягиваются.

В прошлом репродуктивный ущерб из-за неверности или ухода партнера в каком-то смысле у мужчин и женщин был одинаковым, поэтому и адаптивные функции ревности у обоих полов более или менее схожи. Психологические особенности, присущие обоим полам, активизируют ревность, если есть реальная угроза со стороны заинтересованных и более желанных соперников, если существуют очевидные доказательства сексуального и эмоционального предательства, если один партнер делает больший вклад в отношения по сравнению с другим партнером и если один из партнеров менее желанный, чем другой.

У представителей обоих полов ревность выполняет мотивационную функцию — подстегивает к действиям, направленным на устранение угроз, повышение собственной партнерской ценности, побуждение партнера к более весомому вкладу в отношения и, в конечном счете, на удержание партнера. Как мужчинам, так и женщинам за неспособность удержать партнера приходится расплачиваться ценными, значимыми для репродуктивной функции ресурсами — активами, которые порой трудно или невозможно заменить.

Фото: Tinnakorn jorruang / Shutterstock

В некоторых отношениях, однако, ущерб из-за неверности или ухода партнера для мужчин и женщин был непропорциональным. Возьмем основополагающий факт репродуктивной биологии человека — оплодотворение яйцеклетки и прикрепление зародыша происходят внутри женского, а не мужского организма. Эта биологическая асимметрия порождает глубокую разницу в уверенности полов в генетическом родстве с ребенком.

Женщина на 100 процентов уверена, что младенец, появившийся из ее тела, ее собственный. Мужчины же никогда не могут знать наверняка: «ребеночек мамин, а может, и папин»

Проблема усугубляется тем, что мужчина, ошибочно полагая, что воспитывает собственное потомство, может два десятилетия вкладывать ресурсы в ребенка соперника. Отсюда эволюционисты предположили, что мужская ревность в значительной мере будет сосредотачиваться на половых аспектах неверности. Именно сексуальная измена — когда партнерша вступает в половую связь с другим мужчиной — грозит подрывом уверенности мужчины в своем отцовстве и связанными с этим многочисленными издержками.

Хотя сексуальная неверность партнера не угрожает уверенности женщины в материнстве, она сталкивается с другой большой проблемой — с тем, что время, энергия, внимание, вклад, ресурсы партнера, его родительская забота и защита могут быть перенаправлены на соперницу и ее детей. И эволюционисты выдвинули гипотезу, что женская ревность будет сосредоточена на признаках эмоциональной измены, например если партнер влюбится в другую женщину. Эмоциональная измена — важнейший сигнал, предупреждающий об утрате репродуктивно значимых ресурсов партнера.

Представителей обоих полов сильно расстраивают признаки как сексуальной, так и эмоциональной неверности, и в этом нет ничего удивительного: люди нередко влюбляются в тех, с кем у них был секс, и наоборот — занимаются сексом с теми, к кому испытывают эмоциональную привязанность. Поэтому исследователи поставили вопрос следующим образом. Что бы вас огорчило больше: а) если бы ваш партнер занимался с сексом с кем-то другим или б) если бы ваш партнер влюбился в другого человека?

В результате были выявлены значительные различия межу полами: большинство мужчин, примерно 60 процентов, указали на сексуальную неверность (а), а большинство женщин, примерно 85 процентов, на эмоциональную неверность (б).

Исследования, проведенные по различным методикам, подтверждают гендерные различия в психологии ревности. Представьте, что ваш партнер наслаждается страстным сексом с другим человеком и испытывает к нему глубокую эмоциональную привязанность. Какой аспект неверности расстроил бы вас больше? И вновь мнения полов предсказуемо разошлись примерно на 40 процентов — большая разница по меркам социологии. Такие же результаты с разбросом между полами были воспроизведены в Бразилии, Чили, Китае, Англии, Ирландии, Корее, Норвегии, Румынии, Испании и Швеции.

Фото: Tero Vesalainen / Shutterstock

Психологию иногда критикуют за то, что в ней изучают выборки из групп населения WEIRD. Эта аббревиатура расшифровывается как «западный, образованный, из промышленно развитой страны, богатый и демократичный». К исследованиям гендерных различий в ревности эта критика неприменима. Большая исследовательская группа под руководством профессора эволюционной антропологии Брук Скелзы провела один и тот же тест в одиннадцати племенах, в основном представляющих собой немногочисленные традиционные сообщества собирателей, которые явно не относятся к группе WEIRD.

Среди них были народ химба из Намибии, майангна из Никарагуа, хадза из Танзании, каро-батаки из Индонезии, хивароиз Эквадора, ясава с островов Фиджи и цимане из Боливии. Скелза и ее исследовательская группа нашли убедительное подтверждение универсальности разного подхода полов к партнерской неверности — в каждой культуре мужчины чаще, чем женщины, указывали, что их больше расстроит сексуальная, а не эмоциональная измена партнера, как и прогнозировалось.

Один мужчина из племени химба объяснил свой ответ так: «Если мужчина занимается сексом с твоей женой, то, значит, он ест мясо твоего скота, забирает твои вещи», имея в виду ресурсы, которые теперь придется отдать детям, рожденным его женой в результате измены. Иными словами, мужчины химба хотят предотвратить переключение своих ресурсов на детей соперника — такова цена расплаты за сексуальную связь жены с другим мужчиной.

Однако в этом исследовании среди одиннадцати племен профессор Скелза обнаружила две интересные особенности. Во-первых, хотя спрогнозированные различия между полами в подходе к ревности продемонстрировали универсальный характер, представительницы традиционных культур чаще, чем городские женщины из группы WEIRD, указывали, что сексуальная неверность причинит им страдания. Скелза предположила, что в традиционных культурах, не относящихся к WEIRD, секс мужчины с женщиной вне брака — это мощный сигнал о том, что он не собирается вкладывать средства в свою основную партнершу и их детей, а перенаправит жизненно важные ресурсы на стороннюю партнершу. Следовательно, женщин в традиционных культурах особенно беспокоит сексуальная неверность мужчины.

Женщина из племени химба объяснила это следующим образом: «С точки зрения культуры это нормально [имеются в виду либеральные сексуальные нормы химба], что же до меня, то мне не нравится, когда он занимается с кем-то сексом, потому что он может уйти от меня и больше никогда не вернуться». Ее поддержала другая женщина, объяснившая, почему для нее сексуальная неверность хуже: «Если он занимается сексом с кем-то еще, то может меня бросить».

Скелза обнаружила глубокие различия между культурами в зависимости от объема вложений отцовских ресурсов в детей. В культурах, где вклад отцов был значительным, мужчины выражали еще большее согласие с тем, что сексуальная неверность более мучительна, чем эмоциональная; свыше 90 процентов представителей культур, к которым относится и химба, указали, что сексуальная неверность заставляет ревновать сильнее. Чем больше вложения мужчины, тем важнее для него уверенность в том, что он настоящий биологический отец, по крайней мере с точки зрения эволюционной теории.

Фото: Winfried Wisniewski / imageBROKER.com / Globallookpress.com

Иными словами, в разных культурах мужчины по-разному реагируют на сексуальную измену партнерши, однако эта разница не случайная и не произвольная. Она теоретически предсказуема и зависит от того, сколько мужчины вкладывают в своих детей, а этот вклад, в свою очередь, будет соответствовать расходам, которые лягут на их плечи, если они будут обеспечивать возможного ребенка от соперника.

Психология брачных отношений с разделением по признаку пола прогнозирует и различное поведение полов под воздействием ревности после обнаружения измены. Исследования показали, что при устных расспросах, узнав о неверности , мужчины чаще задают вопрос: «Ты с ним спала?» — а женщины: «Ты ее любишь?» Женщины скорее простят сексуальную измену партнера, мужчины — эмоциональную неверность, если она не сопровождалась сексуальным контактом с соперником.

Ревность, зеленоглазое чудовище (Шекспир), включает в себя еще несколько психологических элементов, обусловленных половой дифференциацией. Один из них связан с характеристиками соперников и с величиной угрозы, которую они представляют. Мужчины ревнуют сильнее, если заинтересованный соперник превосходит их в плане карьеры, финансов и физической силы. У женщин ревность проявляется сильнее, чем у мужчин, когда соперница более привлекательна или сексапильна. Эти гендерные различия устойчиво прослеживаются не только в данных по США, но и по Южной Корее и Нидерландам, стране с одним из самых высоких уровней гендерного равенства в мире.

Поскольку ресурсы и физическая привлекательность сообщают разный вес желанности женщин и мужчин в целом, ревность, которую испытывают представители каждого пола, частично зависит от того, превосходят ли их по этим качествам заинтересованные соперники.

Встреча с соперниками с более высокой партнерской ценностью побуждает к действиям, направленным на их устранение. Женщины и мужчины унижают своих соперников, например, колкими замечаниями, которые кажутся злобными. Женщины чаще мужчин используют в описании соперниц такие эпитеты, как «неказистая», «кривобокая», «жирная», «страшная», «с толстыми ляжками», «бесформенная», «с дряблой задницей» или «без задницы». Мужчины чаще, чем женщины, подвергают сомнению силу соперника, его статус, качество его автомобиля, амбиции, напористость и карьерные перспективы.

Крайне важно понять психологию, лежащую в основе сексуальной ревности, поскольку именно ревность — основная причина насилия в отношении партнера, особенно со стороны мужчин. Она побуждает мужчин держать партнерш в изоляции, оскорблять словесно, а в экстремальных случаях — убивать.

Мужская ревность — основная причина убийств взрослых женщин, на нее приходится от 50 до 70 процентов случаев насильственной смерти. Полиция об этом знает. Когда убивают женщин, главными подозреваемыми становятся сожители, мужья, бывшие сожители и бывшие мужья. Хотя ревность иногда побуждает к убийству и женщин, подруги или бывшие жены лишили жизни всего 3 процента от общего числа убитых мужчин, и во многих случаях женщины защищались от жестокого ревнивца.

Фото: Antonio Guillem / Shutterstock

Несмотря на то, что большинство ревнивых мужчин не совершают насильственных преступлений, ведущих к смерти интимных партнерш, распространенность случаев сублетальной жестокости в форме насилия над сексуальными партнерами (НСП), преследования и изнасилования партнеров вызывает беспокойство.

Прежде чем глубже задуматься о поступках людей, когда зеленоглазое чудовище поднимает свою уродливую голову, следует задаться вопросом: как вообще раскрывается измена и как разворачивается «гонка вооружений» в конфликте полов, связанном с неверностью, охраной партнера и уклонением от охраны со стороны партнера?

Как только возникает ревность, первой линией обороны против угрозы отношениям становится наблюдение за партнером. Ревность побуждает к сбору информации. Признаки финансовой, сексуальной, эмоциональной измены или изменений привлекательности — все это способно активизировать бдительность.

Если провести параллель, то, например, газель, обнаружившая возможное присутствие хищника, становится настороженной, бдительной, наблюдательной, внимательной. Насколько близка угроза? Насколько угроза опасна? Откуда она исходит? Эффективные стратегические действия зависят от жизненно важной информации. Без нее газель может броситься не в ту сторону и попасть прямо в пасть хищнику.

То же самое и с угрозами для отношений. Стратегические решения требуют глубоких знаний об источнике, близости и величине угрозы. Кто является потенциальным соперником и какова его партнерская ценность ? Насколько мой партнер предан мне? Зачем моему партнеру второй мобильный телефон? Чтобы сделать первый шаг к эффективному решению, необходимо собрать информацию.

Фото: fizkes / Shutterstock

При принятии адаптивных решений также учитывают следы, которые мог оставить любовник (пресловутая помада на воротнике). Почему в прошлую пятницу партнер вернулся домой так поздно? Действительно ли он работал, как утверждал? Почему на нашем общем банковском счету такой маленький остаток? Что за таинственные расходы на наших кредитных картах? Почему он переключает экран компьютера, когда я прохожу мимо?

Наши исследования обнаружили, что партнеры при обострении психологической бдительности предпринимают следующие действия для сбора информации: он звонит ей в непривычное время, чтобы проверить, с кем она; она звонит ему, дабы убедиться, что он находится там, где обещал быть; он просит друзей проконтролировать ее; она роется в его личных вещах; он расспрашивает ее о том, где она была и что делала; она неожиданно заходит к нему, чтобы посмотреть, чем он занят; он читает ее личную почту; на вечеринке она не отходит от него ни на шаг; на вечеринке он не выпускает ее из виду.

Исследуя новобрачные пары, мы обнаружили, что бдительность в равной степени проявляют и женщины, и мужчины.

Переводчик Ольга Корчевская