«Чтобы быть счастливым, надо быть смелым»: в Театре им. Моссовета «Гроза прошла»
В Театре им. Моссовета малоизвестную пьесу Дмитрия Мережковского «Гроза прошла» поставил Андрей Максимов. Яркий представитель Серебряного века написал ее, когда ему едва исполнилось 25 лет. И именно этот факт стоит учитывать при просмотре постановки, потому что, с одной стороны, она о зрелой любви, но с другой, полна наивности. И это слегка вводит зрителя в заблуждение, но вместе с тем позволяет насладиться невероятной и безудержной энергией чувств. И именно в этом легком противоречии и кроется очарование спектакля.
«Этот звук исчезнет, испарится, будет жить под сердцем у меня…»
Со сцены звучат романсы на стихи поэтов Серебряного века. Это придает особый шарм и задает настроение. Нередко слова идут вразрез с действием, все они пронизаны тоской, грустью. Это как голос за кадром, но не в унисон, а в противовес: на сцене – любовь, а в романсе поется о том, что она прошла.
Здесь и трогательные размышления о красоте, вере, любви и одиночестве, а также безудержная страсть. Основные действующие лица – журналист (Игорь Карташов) и скульптор (Валерий Яременко). Один богат, другой – беден и болен. А между ними прекрасная, но несчастная Елена Сергеевна (Марина Кондратьева). Чтобы спасти своего мужа от смертельной болезни – чахотки, она решается на измену и берет взамен деньги, на которые увозит мужа за границу. Там он создает свою редакцию и купается в лучах славы, решая судьбы молодых журналистов. Но знал бы он, какой ценой достиг успеха…
– Разве есть в этой жизни хоть какой-нибудь смысл?
– Красота!
Яременко и Карташов воплощают образы абсолютно разных мужчин: один – муж, другой – любовник, один – ценит славу и деньги, но не имеет их, другой – красоту и безмерно богат. Первый женат, а второй одинок. И каждый несчастен по-своему.
А героиня Марины Кондратьевой… Могла ли она поступить иначе? Безусловно, да. Можно ли ее осуждать? Конечно. Но если б все в жизни было так просто, как мы хотим и себе представляем, скольких бы страданий и даже жертв можно было избежать! Елена поступила низко и подло, унизила и себя, и мужа, став любовницей за деньги, но вместе с тем она и спасла его от смерти. Был ли выход? Возможно. Но откуда еще было взять деньги, если статьи супруга не принимало ни одно издательство? Решение продать себя далось непросто, но не ради ли большой любви и совместного будущего это было сделано? Впрочем, сама Елена признается, что предложение денег лишило ее надежды и веры. Словно оборвало все ниточки на пути к женскому счастью.
Так что же такое любовь? Самопожертвование? Но стоит ли опускаться до унижений? Стал ли кто-то счастливее? Скульптор жертвует своей жизнью, Елена – своей нравственностью… А журналист? Простит ли? Поймет ли? В финале спектакля ему предстоит полностью переосмыслить свою жизнь, свои цели, идеи. Так что же возьмет верх – гордыня или смирение? Жалость или любовь?
«Это все настроение. Оно пройдет»
И кажется, что именно Елена здесь принимает решения, что именно она вершит судьбы всех троих. На самом деле все уже предрешено: герой Яременко никогда не станет спутником ни этой, ни какой-либо другой женщины. Сходя с ума от одиночества, он тем не менее не готов связать свою жизнь ни с кем. Но он действительно ценит красоту, отсюда и трагедия его жизни. Красота мимолетна, а он обречен на вечный поиск, которого в итоге сам и не выдерживает.
Но зато других учит видеть прекрасное вокруг. Ведь и Елена, и ее муж в финале задумываются именно о красоте. Но гроза пройдет, а дождь, как и слезы, смоет все. Но насколько ярко после дождя будет светить солнце, зависит от того, какие ценности у каждого из героев и насколько они готовы поступиться своими принципами.
И никто не знает, какая она – настоящая любовь. Однако очень важно верить, ведь если «жажда верить – это безумие, ведь никто ни во что не верит, и никто никого не любит, только ложь и деньги», то в чем тогда искать утешения? «Мы мертвые, а мертвые не любят…» Так вот и нужно жить, быть живыми не только в прямом, но и в переносном смысле. Жить и верить! Чтобы гроза прошла. Тогда тучи обязательно рассеются, и выглянет солнце.
Весь спектакль – как танец. Танец души, а не тела. Кстати, даже второстепенные персонажи проявляют свой внутренний мир очень ярко. Анастасия Тагина и Роман Кириллов исполняют роли преданных слуг своих господ, а также критикессы и поэта. В итоге у каждого по два абсолютно разных образа.
Отдельно хочется отметить сценографию Анастасии Бугаевой. Здесь нет вычурной обстановки. Но очень важным элементом становится занавес. Несколько уровней кулис открываются постепенно в течение всей постановки – как и приоткрывается тайна и глубина души каждого действующего лица, тоже постепенно. Бело-черные тона в одежде и обстановке как бы говорят зрителю: как часто мы привыкли делить все на черное и белое в жизни – хорошее и плохое, но ведь даже у этих двух цветов есть множество оттенков, и не стоит забывать об этом.
«Гроза прошла. Легко дышать. Так и в жизни. Стало бесконечно грустно и легко на сердце, когда смерть прошла… Только бы не знать этого холода и одиночества. Вот чего так искала душа моя и не смогла найти…»
Каждый ищет любви – настоящей, безудержной, бесконечной… Как и Елена искала и верила. Любила ли? Возможно… Марина Кондратьева так и не раскрывает весь внутренний мир своей героини до конца. Она так и оставляет ее натурой чувственной, но загадочной. И, несмотря на то, что она оказалась меж двух, казалось бы, любящих мужчин, все же и она – безмерно одинока. Неслучайно в финале она просит:
«Господи, дай мне любить!»
Но не любви, а именно любить!
Фото предоставлены пресс-службой Театра им. Моссовета