Калым, окручивания косы и танцы на разбитой посуде. Как праздновали свадьбы раньше
В Омском государственном историко-краеведческом музее открылась выставка "Ах, эта свадьба" (0+). В наши дни развита целая свадебная индустрия: аренда зала, фотоссесия, букет невесты, ведущий, музыкальное оформление, торт, фирменные сувениры, фаер-шоу. Вот она - свадьба мечты! Однако тенденция свадеб "на широкую ногу" понемногу уходит в прошлое, и мы возвращаемся к древним традициям. "Ах, эта свадьба" - это не только строчка из известной песни, но и название выставки, которая проходит в Омском государственном историко-краеведческом музее. Корреспондент "Омск Здесь" окунулась в атмосферу свадеб разных народов дореволюционной, советской и современной России. О тонкостях свадебных церемоний рассказала старший научный сотрудник Омского государственного историко-краеведческого музея, автор выставки "Ах, эта свадьба!" Юлия Тюменцева. В казахских семьях приданое собирали с рождения, девушке в этом помогали родители. Они готовили полотенца, покрывала, посуду, могли отдать даже юрту, если невеста была богатая. У русских в основном невеста сама готовила себе приданое: уже с 6 лет она училась ткать и изготавливать различные полотна. Родители отвечали только за прялку - это был неотъемлемый атрибут приданого. Она должна быть корневой (выполнена из корневища дерева). Считалось, что если семья работящая, то значит и прялка будет корневой, а если нет, то у девушки родители с ленцой. В городе шли в ногу со временем: на приданое составлялась роспись, куда записывалось всё движимое и недвижимое имущество с его стоимостью. Этот процесс даже отражён на картине Василия Пукирева "Приём приданого в купеческой семье". Основным элементом приданого немецкой девушки было постельное белье. Важно отметить, что простыни не просто заготавливали, а их вышивали - в знак того, что невеста работящая. Могли также передаваться предметы, которые были семейной реликвией. Например, на выставке представлена подставка под торт, которая была привезена из Германии. Это традиция казахского населения. Если со стороны девушки готовилось богатое приданое, которое переходило к родственникам мужа, то со стороны жениха выплачивался богатый калым. Часто он превышал приданое невесты. Калым собирался из скота и делился на несколько частей: отцу, например, дарили седло, а матери верблюда. Выплачивался он частями: первая - сразу после сватовства, а последующие должны были быть выплачены до свадьбы. После того, как на калым был введён запрет, традицию продолжали соблюдать тайно. Русская девушка, проживавшая в деревне, не показывалась жениху на церемонии сватовства. Она пряталась за занавеску возле печи (женский уголок, где девушка занималась ткачеством, прядением). Также она должна была всячески демонстрировать скорбь, даже если жених ей был знаком и мил. Девушка плакала, причитала из-за расставания с родным домом, с батюшкой и с матушкой. Так появились причитальные песни. Для жителей города свидания жениха и невесты не возбранялись, однако они должны были происходить в присутствии других родственников, то есть при свидетелях. Казахские девушки перед свадьбой украшали волосы шолпами (украшение в виде подвесок), которые вплетали в косы. Если невеста хорошо воспитана, то "ходила она горделиво степенно, чтобы шолпы не звенели". К свадьбе ей готовили богатый головной убор, который называется саукеле (высокая конусообразная шапка). Его девушка носила целый год. Затем он менялся на более простой аксессуар - белое покрывало (кимешек). Для русских невест накануне свадьбы проводили обряд "расплетания косы". Этот обычай проходил в бане в день девичника. Косу расплетали по очереди: часть косы - мама, папа и другие родственники. Так девушка прощалась со своей молодостью. После свадьбы проводили обряд "окручивания косы": волосы укладывали вокруг головы и одевали платок, так как волосы у замужней девушки должны были быть покрыты. Из этого обряда и родилось выражение "окрутить девку", то есть женить её на себе. У немцев существует обычай "отчепления" невесты: с неё снимали свадебный венок после проведения свадебного обряда под исполнение песни о том, как прекрасна молодость. У русских невест был девичник, на котором проходили последние сборы приданого, уборка избы, посещение бани. В немецкой культуре вечер перед свадьбой проходил весело, а название у него было говорящее - "шумный вечер". Парни и девушки собирались, танцевали, веселились и прощались с молодостью. В конце праздника они били посуду и танцевали на ней. Сама свадьба называлась "Hohe Zein", что в переводе означает "высокое время". Провести свадьбу нужно было именно с утра, так как считалось, что дело, начатое утором, благополучно завершится. Красный цвет в свадебном наряде - символ чистоты и радости, который должен сопровождать жениха и невесту в день свадьбы. Слово "красный" помимо цветового значения имело и значение "красивый". Этот цвет использовали в свадебных нарядах русских и казахов. У немцев свадебные наряды были преимущественно белыми. Важным атрибутом костюма жениха была лента на груди, и чем длиннее она была, тем длиннее будет супружеская жизнь. Яркими украшениями отмечали на свадьбах тех, кто был не женат или не замужем, - так можно было познакомиться. В православных семьях проходил обряд венчания: одним из важных этапов являлся тройной обмен кольцами. Сначала на жениха и невесту кольца одевает священник, затем их меняют и одевают свидетели, и третий раз - сами жених и невеста. Таким образом в конце концов всё возвращается. Начиная с 1714 года, обряд венчания закреплялся в метрических книгах. С выходом декрета о семье церковный брак потерял силу и в силу вступил брак гражданский, фиксируемый ЗАГСом. В конце 50-ых годов происходит смена традиций празднования свадеб. В 1959 году в Ленинграде открывается первый в Советском Союзе дворец бракосочетаний. В Омске такой дворец открылся в 1964 году. В ЗАГСах появляются традиционные речи регистраторов и правило, что подавать заявление на заключение брака нужно за месяц. Также стало принято в это время приходить на свадьбу с подарками. Например, раньше было не принято дарить цветы - букет был только у невесты. Теперь на свадьбу все гости приходят с цветами. Подарки были памятными и практичными: различные вазы, наборы посуды, чайные сервизы и техника. В 70-80 годах после свадьбы молодожёны возлагали цветы к памятникам или вечному огню. Они могли проехать по городу на украшенной цветами машине. Например, брали у знакомых белую Волгу, "наряжали" её куклами. От предприятий жениха и невесту отправляли в путешествие по Золотому кольцу или по Городам-героям. В конце 80-ых появляются комсомольские безалкогольные свадьбы. Такой формат был популярен в молодых коллективах. В это время идёт возврат к хлебосольным традициям, например, проведение свадеб с выкупом невесты и с благословлением родителей. В современной свадьбе все это вновь укрепляется. Мода циклична, но вечно одно - любовь, и счастье от мгновений, проведённых вместе с близким человеком. И пусть вашей свадьбе будет мало и неба, и земли. Горько! Смотрите наш фоторепортаж с выставки и погружайтесь в свадебную атмосферу! Текст: Алина Кочергина Фото: Илья Петров