«Подарок» зрителям. В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «комедию о любви»

На Старой сцене театра «Мастерская Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля Юрия Титова. В основе постановки «Подарок» пять рассказов классика французской литературы Ги де Мопассана: «Знак», «Неосторожность», «Шпилька», «Избавилась» и «В пути». Мопассан – автор для театра новый, но, как выяснилось, свой.

«Подарок» зрителям. В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «комедию о любви»
© На Западе Москвы

ГЛАВНАЯ ТЕМА

«Я выбрал Мопассана за то, что он с потрясающим чувство страсти , энергии, любви, теплоты и дерзости рассказывает о женщине и ее отношениях с мужчиной»,- поделился с нами автор инсценировки, режиссёр Юрий Титов. - Мне хотелось поговорить о разных видах любви: легкой французской, похожей на игру, телесной, земной и платонической, духовной. Хотелось показать контраст. У Мопассана есть рассказ о русских людях, и вместе с русской темой появляется светлая печаль».

Спектакль Юрия Титова похож на «сборник короткометражек» или альманах, он состоит из пяти разных по настроению историй, связанных темой любви. Эта тема – одна из центральных в творчестве режиссёра, достаточно вспомнить его «Последние свидания», сделанные по четырём рассказам Бунина из сборника «Тёмные аллеи».

ТАКИЕ ЖЕНЩИНЫ ЖИВУТ В РОМАНАХ

Оказалось, что русского классика перевести на сценический язык было труднее, чем французского. «У Бунина больше описаний, у Мопассана - диалогов, он легче поддается инсценировке», - признался Юрий Титов. Многие актеры из «Последних свиданий» заняты в «Подарке», но играют в иной манере, без привычных полунамеков, - вызывающе откровенно и даже эпатажно. Но смотрится это вполне уместно. Роза Шмуклер в образе Баронессы де Гранжери привлекательная и мила, как бы не пыталась казаться пошлой и пустой её героиня, а Серафима Огарёва (Маркиза де Реннедон), обучающая подругу супружеским неверностям и сама жаждущая острых ощущений на стороне, нереально пленительна. Ее ирония убийственна, а ум цепок и прихотлив - достоин министра, а не жены буржуа. Француженки в исполнении актрис «Мастерской» - дивное зрелище, как сказал поэт Михаил Кузьмин на заре ХХ века: «такие женщины живут в романах, встречаются они и на экране... За них свершают кражи, преступленья, подкарауливают их кареты и отравляются на чердаках».

ОТ ГРАММОФОНА ДО ТУФЕЛЕК

Зеленый зал театра - пространство камерное, кажется, протяни руку и коснешься стола в гостиной маркизы, а на столе - роскошные гроздья зеленого винограда и вино в темном стекле. Декорации и реквизит продуманы до мелочей, объемны и символичны, они выполняют разоблачительную функцию. Так граммофон в руках Михаила Крылова (мужа баронессы) становится знаком тайной страсти и обнаруживает истинные намерения героя.

Стоит отметить работу художника по костюмам Олеси Скарыны - созданные ею наряды безупречны и соответствуют эпохе. А как хороши туфельки актрис! Изящные на выгнутых каблучках, по моде конца ХIХ века, они, как писал Лев Толстой в «Анне Карениной», «не жмут, а веселят ножку». Вообще все платья, как знаменитая «бархатка Кити» из романа Толстого- прелесть , « во всем другом еще могут быть сомнения», но платья – прелесть!

НА ВЫСОКОЙ НОТЕ

Забавный, местами феерически - смешной разговор о превратностях любви, завершается на высокой ноте - рассказом «В пути». Мопассану удается подняться над сиюминутным - прикоснуться к вечности. Русская графиня Мария Баранова в исполнении Натальи Мартыновой обречена, и последняя любовь её жизни исполнена жертвенности и нежности, бескорыстна и светла. Мы никогда не узнаем имя незнакомца (его играет Амбарцум Кабанян), который пробудил в героине столь сильное чувство.

Амбарцум Кабанян – актёр широкого диапазона, в «Подарке» он занят еще в одной роли – Поля, мужа маркизы, и в образе донжуана-ревнивца тоже невероятно хорош и убедителен.