Нужно ли отменять 8 Марта в России
На рассмотрении думской Комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России находится проект закона о признании феминизма экстремистской идеологией. Такой документ подготовил зампред Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Олег Матвейчев. Что такое феминизм и экстремизм, разбиралась «Парламентская газета».
Старая-новая идея
Признание феминизма экстремисткой идеологией — не новая тема в российском парламенте. Еще два года назад аналогичный законопроект подготовил депутат Виталий Милонов. Но в Минюсте потребовали «синхронизировать отдельные понятия», и эта работа продолжается, рассказал Милонов «Парламентской газете».
«Тот факт, что вопрос поднялся снова, говорит об актуальности инициативы. Сегодня это стало особенно очевидно, — считает депутат. — Но для меня необходимость такой инициативы была понятна и два года назад. Я не против, если она воплотится в жизнь в новом качестве. Главное результат».
Иноагенты из 90-х
Снова вернуться к теме феминизма и его правового статуса в России заставили события последних лет и даже дней, прокомментировал новую-старую инициативу Олег Матвейчев. «Мы помним «Пусси Райт» и «Фемен». Сейчас феминистка совершает теракт. Что еще нужно? Еще десять терактов?» — сказал депутат «Парламентской газете». Напомним, 4 апреля Басманный суд Москвы заключил под стражу Дарью Трепову, которую обвиняют в совершении теракта в кафе в Санкт-Петербурге, где погиб военкор Владлен Татарский.
А началось все еще в 90-е годы прошлого века, уверен Матвейчев, когда феминистские организации стали активно насаждаться в России и существовали на иностранные гранты: «Сейчас они это как-то маскируют, но нужно, честно говоря, проверить, на какие деньги они сейчас там живут».
300 определений феминизма
Инициатива, скорее всего, снова упрется в «синхронизацию понятий», уверена член Комитета Госдумы по международным делам Мария Бутина, которая напомнила, что у самого понятия «феминизм» более трехсот определений.
Вообще, термин «феминизм» (от латинского femina — женщина) появился более 200 лет назад. Сегодня он используется для обозначения и социального движения за равенство прав и возможностей для женщин, и идеологии, и философской концепции. «Хотелось бы понять, о каком из этих понятий говорит мой коллега, — сказала Бутина. — Пока у меня больше вопросов, чем ответов».
На ее вопрос ответил сам автор законопроекта: «Считаю, что феминизм — это пропаганда превосходства и ненависти по признаку пола. А то, что существует 300 определений, — это уловка манипуляторов, чтобы можно было уйти от ответственности».
«По факту феминизм наливается из той же бочки, что и ЛГБТ, — продолжил Матвейчев. — Это идеология, направленная на разрушение традиционных ценностей и прямо противоречит Конституции и указам президента о поддержке традиционных ценностей».
Вне формулировок закона
Однако у экспертов есть и другие вопросы к законопроекту. Например, как соотнести феминизм и экстремистскую идеологию, под которой закон понимает совокупность идей социального, расового или национального неравенства, а также концепций, верований и лозунгов, доведенных до крайней степени.
«Чисто теоретически это невозможно, ведь в перечисленных критериях, как мы видим, нет пола или полового неравенства», — сказал «Парламентской газете» заведующий кафедрой конституционного и международного права Уральского государственного экономического университета доктор юридических наук Александр Савоськин. Он также добавил, что равноправие мужчин и женщин — это как раз один из базовых принципов российской Конституции.
При этом, по мнению Савоськина, в России женщины сегодня занимают более привилегированное положение, чем в Европе: «Подтверждение тому — праздник 8 Марта, когда в Европе женщины бунтуют, а в России их одаривают цветами и носят на руках».
Женщина, на паровоз!
Инициативу Матвейчева активно обсуждают в соцсетях и мессенджерах. Пользователи Сети обращают внимание, что заявление о приходе феминизма в Россию в 90-х годах прошлого века неверное. Движение появилось в стране еще в XIX веке, а в советское время идея борьбы за равноправие женщин и вовсе стала официальной позицией государства. В качестве примера в соцсетях приводят плакат 1939 года Ольги Дейнеко «Женщина, на паровоз!», на котором изображена реальная советская труженица, добившаяся права работать машинистом.
Над расширением трудовых прав женщин активно работают и в современном парламенте. Например, в последние годы список неженских профессий сократили с 456 до 100 позиций — женщины получили право управлять поездами метро, водить большегрузы и строить суда. «Следует ли это рассматривать как феминизм?» — рассуждают пользователи интернета.
Не против мужчин, а за консолидацию
Женскую повестку сегодня особенно активно продвигают в Совете Федерации. Пример тому Евразийский женский форум — крупнейшая авторитетная международная площадка для обсуждения роли женщин в современном обществе. Как отметила председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, цели и задачи форума — «не отстранение от мужчин, а, напротив, консолидация усилий по сохранению мира и традиционных семейных ценностей, а также продвижению новых проектов развития».
«Мы не противопоставляем себя миру. Многие страны создают квоты для женщин в парламентах, на предприятиях и так далее. Такая работа проводится и в России», — сказала сенатор «Парламентской газете».
Штрафы и сроки
Напомним, что за экстремистскую деятельность — как результат экстремистской идеологии — в России предусмотрены серьезные наказания. Например, штрафы по статьям КоАП. А за особо опасные деяния, такие как терроризм или захват заложников, есть уголовная ответственность — вплоть до пожизненного лишения свободы.
«Ответственность может наступить за конкретные деяния, совершенные как в реальной жизни, так и в информационно-коммуникационной среде», — пояснила «Парламентской газете» директор Центра правовой экспертизы в сфере противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма Московского государственного юридического университета имени Кутафина доктор юридических наук Елена Галяшина. По ее мнению, «радикальные феминистки представляют собой сообщество, которое исповедует и транслирует в медиасреду, подчас явно или неявно, экстремистки окрашенную идеологию».
По словам Олега Матвейчева, его законопроект пока не предусматривает наказание за феминизм, как экстремистскую идеологию, но «можно делать сопутствующие законопроекты». «Думаю, что для начала законодатель пойдет по пути признания экстремистскими отдельных феминистских организаций. Будем собирать на них материал и оформлять», — сказал он.