Новая королева Великобритании. Как самой ненавистной женщине страны удалось завоевать любовь подданных?
6 мая состоится коронация Карла III и его супруги Камиллы, ранее известной под фамилией Паркер-Боулз. После торжественной церемонии давняя возлюбленная монарха, по слухам, получит титул королевы, а не королевы-консорта. Как же женщина, которую долгие годы считали главной причиной всех несчастий принцессы Дианы и называли самой ненавистной персоной Великобритании, сумела заслужить уважение королевской семьи и переломила мнение общественности о себе? В рамках цикла материалов о непростых судьбах известных людей «Лента.ру» рассказала, как Камилле удалось построить прочные отношения с наследником престола и стать популярной монаршей особой, несмотря на бесконечные нападки прессы и критику общественности.
Благословение королевы
В феврале 2022 года в честь платинового юбилея пребывания на троне королева Елизавета II принца Чарльза считать его вторую жену королевой-консортом.
По устоявшейся многовековой традиции этот титул присваивается женам правящих монархов и означает, что носящая его особа — королева не по рождению, а лишь до тех пор, пока на троне находится ее муж. Права на престолонаследование она не имеет. Однако стоит отметить, что зачастую уточняющее слово «консорт» по отношению к супруге короля может опускаться, в том числе и в официальных документах, — этого сейчас активно добивается король Карл III.
Так было и с матерью Елизаветы II, которая была предыдущей королевой-консортом. Вплоть до кончины в 1952 году короля Георга VI ее называли просто королевой, а после его смерти и коронации дочери она прожила еще 50 лет, нося неофициальный титул королевы-матери.
Однако в случае герцогини Корнуольской дело обстояло несколько сложнее. Эксперты сходились во мнении, что Камилла вряд ли получит этот титул, потому что и для нее, и для Чарльза (на тот момент еще принца) этот брак был вторым, а англиканская церковь не признает развода. По этой же причине в 2005 году, накануне свадьбы наследника престола, Букингемский дворец заявил, что для Камиллы специально заготовлен титул принцессы-консорта, которого до тех пор не существовало.
Если бы этот сценарий был реализован, это означало бы, что всех последующих жен королей ждал такой же титул. Будучи главой англиканской церкви, Елизавета II изменила существующие правила и не позволила создать опасный прецедент, а заодно окончательно расставила все точки над «i» в волновавшем многих роялистов вопросе.
В ответной речи принц Чарльз поблагодарил королеву за это решение. Он выразил уверенность, что его супруга и в будущем останется для него надежной опорой во всем и продолжит преданно служить монархии. Принцу Уэльскому было важно, чтобы мать наконец официально одобрила и благословила Камиллу. Но несложно догадаться, что для герцогини Корнуольской заявление Елизаветы II значило гораздо больше: ее окончательно приняли в семью.
Чтобы избавиться от репутации «безнравственной женщины» и добиться расположения правящего монарха, Камилле потребовалось не одно десятилетие.
Запретная любовь
По официальной версии, которую неоднократно пересказывали британские СМИ, знакомство принца Чарльза и Камиллы состоялось в 1970 году во время игры в поло в Большом Виндзорском парке.
23-летняя дочь майора британской армии и аристократки из графства Сассекс привлекла внимание будущего короля своим жизнелюбием, раскрепощенностью и искрометным чувством юмора. При первой же встрече она шутя заявила ему: «Ваше высочество, а вам известно, что моя прабабушка была любовницей вашего прадедушки Эдуарда VII? Может, и нам с вами стоит попробовать?»
Королевские биографы утверждают, что принц Чарльз влюбился с первого взгляда. Не остановил его даже тот факт, что Камилла была несвободна и уже три года встречалась с офицером Эндрю Паркером-Боулзом.
Бурный роман принца Чарльза и Камиллы длился год и вполне мог закончиться свадьбой уже тогда, однако выбор сына категорически не устраивал Елизавету II. Она признавала, что сыну пора жениться, но не желала, чтобы он связал себя узами брака с недостаточно благородной для будущей королевы-консорта женщиной, которая к тому же курила, любила громко смеяться и имела репутацию легкомысленной особы.
Но самое главное, Камилла давно не была девственницей, и королева опасалась, что ее бывшие любовники станут давать компрометирующие интервью. В молодости застенчивый, чувствительный и даже в чем-то слабохарактерный принц Чарльз не посмел возражать матери и ее советникам — вместо женитьбы он расстался с Камиллой и отправился служить на флот.
Правильная невеста
Что было дальше, хорошо известно. Пока принц Чарльз отбывал воинскую повинность на Карибских островах, Камилла возобновила отношения с бывшим женихом Эндрю Паркером-Боулзом. Он не был связан запретами и ограничениями со стороны семьи и, поняв, что созрел для брака, быстро сделал возлюбленной предложение, которое та без раздумий приняла.
Как сообщают биографы, незадолго до свадьбы Камилла сообщила принцу Уэльскому в письме о своих планах, и это привело его в отчаяние. Якобы он отправил возлюбленной несколько посланий с просьбой отменить торжество, но они остались без ответа. В июле 1973 года Камилла стала миссис Паркер-Боулз.
Несмотря на то что их отношения формально считались законченными, после замужества Камилла продолжила активно общаться с принцем Чарльзом. Он стал близким другом семьи Паркеров-Боулзов и даже согласился на роль крестного старшего сына пары. Камилла же, в свою очередь, поощряла отношения бывшего возлюбленного с Дианой Спенсер.
В 1980-м принцу Чарльзу был уже 31 год, Елизавета II и принц Филипп настаивали, чтобы он женился и подарил им наследников. И вскоре нашлась подходящая ему по статусу и соответствующая высоким требованиям королевской семьи юная особа — Диана Спенсер.
19-летняя аристократка с огромными голубыми глазами всем казалась идеальной партией для будущего монарха. Принц Чарльз не был в нее влюблен и не чувствовал себя готовым к браку, но вновь не посмел дать отпор матери и отцу.
По воспоминаниям принца Уэльского, со дня помолвки он чувствовал, что этот союз обречен на провал, но понимал, что пути назад нет, и летом 1981 года женился на Диане.
Трое в одном браке
В первые годы брака принц Чарльз честно пытался наладить отношения с молодой супругой, однако полюбить ее так и не смог. Он постоянно представлял, как могла бы сложиться его жизнь без нее. Диана, в свою очередь, чувствовала, что ее любит весь мир, но только не ее муж, — и пыталась бороться с его привязанностью к миссис Паркер-Боулз, но тщетно.
Не спасло их брак даже рождение двоих детей. Впоследствии Диана призналась, что только первые четыре года их с Чарльзом семейной жизни можно было назвать счастливыми, и то — с натяжкой.
К середине 1980-х скандалы в семье наследного принца стали привычным делом, а в 1986 году супруги и вовсе фактически стали жить отдельно друг от друга. Диана с мальчиками осталась в Кенсингтонском дворце, а Чарльз перебрался в загородное поместье Хайгроув, чтобы рисовать акварели и заниматься садоводством.
В тот период наследник престола чувствовал себя разочарованным в браке и надеялся вдали от столичной суеты восстановить душевное равновесие. Тем временем в особняк, расположенный в получасе езды от дома принца, перебралась Камилла с детьми. К тому моменту она тоже была несчастна в замужестве. Супруг постоянно изменял ей с другими женщинами, в том числе и с ее подругами, и не сильно пытался это скрывать. Именно тогда между ними и возобновились любовные отношения.
Вновь вспыхнувшие чувства между принцем Чарльзом и Камиллой фактически разрушили их официальные браки. Новость об их романе очень быстро стала известна при дворе и, по слухам, привела в ярость Елизавету II, а почувствовавшая себя униженной принцесса Диана в отместку закрутила роман с инструктором по верховой езде.
И только Эндрю Паркер-Боулз не переживал из-за отношений жены с другом семьи и как ни в чем не бывало продолжил встречаться с ним на охоте и матчах по поло.
Принц Чарльз понимал, что его брак трещит по швам, но не знал, как выйти из сложившейся ситуации. В таком виде проблема могла бы существовать еще долго, если бы в ноябре 1992 года в прессу не попала запись тайного телефонного разговора между ним и Камиллой, которая взбудоражила весь Туманный Альбион.
Вызванный этой публикацией скандал надолго сделал принца Чарльза предметом насмешек, сильно ухудшил его отношения с матерью и положил конец отношениям с Дианой. Всем стало очевидно, что дело идет к разводу. Продолжать изображать семейную идиллию всем участникам любовного треугольника больше не было смысла. Первой расторгла брак Камилла. Чарльз и Диана объявили о расставании в том же 1992 году, но еще 1,5 года ждали разрешения от Елизаветы II на развод.
Официальная точка в их отношениях была поставлена в 1996 году. К тому моменту общественность уже определилась в своих симпатиях и антипатиях: принцесса Уэльская в глазах людей была несчастной жертвой, принц Чарльз — незадачливым изменником, а Камилла — «ротвейлером в юбке», разрушившим королевский брак.
Ротвейлером в юбке Камиллу стали называть с легкой подачи принцессы Дианы. В скандальном интервью она именно так отозвалась о сопернице, а затем на вопрос журналиста Мартина Башира, виновата ли в ее неудавшейся семейной жизни миссис Паркер-Боулз, ответила: «В этом браке нас всегда было трое, а это, знаете ли, уже толпа».
23 миллиона человек посмотрели интервью принцессы Дианы телеканалу ВВС. Любовь публики к ней была так велика, что мало кто посмел усомниться в правдивости ее слов о несчастливом браке. Это лишь подлило масла в огонь народной ненависти к Камилле
За Камиллой прочно закрепилась репутация хищницы и разлучницы. В течение многих месяцев она не могла спокойно появиться в общественных местах без страха быть освистанной и тяжело переживала публичную травлю.
35 лет ожидания
В 1996 году, завершив формальности с разводом, принц Чарльз начал постепенно приучать британцев и прессу к тому, что у него есть дама сердца. К тому моменту Камилла уже стала постоянной гостьей в его поместье Хайгроув, и наследник престола серьезно обдумывал, как грамотно представить ее публике. Однако гибель принцессы Дианы в страшной автокатастрофе в Париже в 1997 году заставила людей вновь вспомнить, кто виноват во всех бедах «королевы людских сердец».
Биограф Том Бауэр в книге «Непокорный принц: сила, страсть и неповиновение принца Чарльза» сообщил, что Чарльз, узнав о смерти Дианы, впал в ступор и все время твердил: «Мир будет обвинять во всем меня»
После катастрофы Камилле вновь пришлось уйти в тень, чтобы справиться с чудовищной волной враждебности со стороны поклонников принцессы Дианы и прессы, называвшей ее «самой ненавистной женщиной в Великобритании». В этот период ей приходилось встречаться с принцем Чарльзом в основном в загородных имениях общих друзей, умевших держать язык за зубами.
Мягко говоря, прохладным Тома Бауэра, спустя некоторое время после смерти бывшей жены принц Чарльз осмелился попросить мать смягчить свое отношение к Камилле и встретиться с ней, но в ответ услышал лишь категоричное «нет».
Еще одним препятствием на пути к долгожданной свадьбе были сыновья принца Чарльза. Если верить воспоминаниям принца Гарри в мемуарах «Запасной», он и Уильям видели, что отец счастлив с Камиллой, но не хотели благословлять этот брак. Сыновья обещали отцу, что примут ее в семью, но просили не жениться во второй раз. Все, что оставалось Чарльзу — это проявить терпение и ждать.
Впрочем, растопить лед все-таки удалось, хоть на это и потребовались годы. Впервые пара официально обнародовала свои отношения в январе 1999-го, появившись вместе на вечеринке в честь дня рождения сестры Камиллы. В 2000 году будущая герцогиня Корнуольская начала потихоньку налаживать отношения с принцем Уильямом и принцем Гарри. В этом же году она наконец была представлена королеве.
В 2003 году пара стала официально жить вместе, при этом Паркер-Боулз по-прежнему было запрещено сопровождать принца Чарльза на приемах и светских мероприятиях.
К счастью, постепенно Елизавета II смягчилась и пришла к выводу, что Камилла — не такой уж плохой человек и действительно любит ее сына, потому в декабре 2004 года благословила их брак. У сыновей будущий король на этот раз разрешения решил не спрашивать.
Принц Чарльз и Камилла поженились весной 2005-го, спустя 35 лет после начала отношений. Гражданскую церемонию королева своим присутствием не почтила, но на торжественном приеме все же появилась и сказала: «Ну что ж, я рада: мой сын в надежных руках. С ним рядом женщина, которую он любит!»
Никогда не жалуйся, никогда ничего не объясняй
Все годы, прошедшие после скандального разоблачения ее романа с принцем Чарльзом, Камилла старалась завоевать расположение британского народа и доказать, что она не просто коварная разлучница. Она никогда не пыталась конкурировать со славой принцессы Дианы и после свадьбы ограничилась титулом герцогини Корнуольской, а титул принцессы Уэльской, на который имела полное право, решила не использовать.
Да и на публике Камилла старается не привлекать к себе внимание, предпочитая выдвигать на первый план своего супруга. Благодаря этому отношение народа к ней медленно стало меняться в лучшую сторону.
На репутации Камиллы позитивно сказалось также то, сколько времени она уделяла и продолжает уделять своим королевским обязанностям. Она стала поддержкой и опорой нового короля и патроном более 90 благотворительных организаций.
Особое внимание Камилла уделяет фондам, помогающим женщинам и детям независимо от их социального положения. Помимо этого, она считает важным оказывать поддержку жертвам сексуализированного и домашнего насилия всеми доступными методами.
«Камилла — это человек большой доброты и сострадания. Она — феминистка. Она возглавляет организацию “Женщины мира” и проводит кампании за право женщин и девочек на образование. Несмотря на то что она играет декоративную роль супруги монарха, она сильная феминистка и в некотором роде образец для подражания», — сказала в одном интервью писательница Кэти Летт
Со временем заслуги Камиллы оценила и Елизавета II — и в конце 2021 года пожаловала ей титул королевской дамы Благороднейшего ордена Подвязки.
Герцогиня Корнуольская вряд ли думала, что станет королевой-консортом, но каким-то образом интуитивно усвоила формулу, позволяющую стать уважаемой народом королевской особой: «Никогда не жалуйся, никогда ничего не объясняй и редко выступай публично».
Она подверглась насмешкам, жесткой критике в прессе, пережила не одну волну ненависти со стороны британского народа, но, в отличие от тех же герцогов Сассекских, никогда не позволяла себе публичных заявлений по этому поводу. Камилла просто поднялась над всем негативом и сохранила достоинство, чтобы остаться верной себе, своему мужу и королевскому долгу. И, кажется, у нее получилось.