Максим Фадеев рассказал, как за 5 минут пишутся хиты
Именно он создал для нашей сцены больше звезд, чем кто-либо. Придумывал образы, писал хиты, делал победительницами музыкальных премий. И Линда, Юлия Савичева, Полина Гагарина, Глюкоза, SEREBRO, Total, Монокини, Маша Ржевская, Наргиз, Катя Лель с фадеевскими "Долетай", "Мой мармеладный" и "Муси-пуси" - все это воспитанницы Максима Фадеева.
А потом он записал как вокалист привольный и размашистый дуэт "Орлы или вороны" с Григорием Лепсом - на стыке рока и фольклора: о гордости, совести, с воспоминаниями о детстве, да и о связи с новым поколением. И вскоре расстался со всеми своими артистками, порой слыша вслед себе уже неблагодарные комментарии.
Одна из его артисток, например, назвала Фадеева в телеинтервью "отцом, старшим братом, который ее от всех защищает", но потом стала говорить о нем с точностью до наоборот. Другие продолжили. Но он им не отвечал. И о том, как все было на самом деле, не рассказывал. Продолжал жить вдали от шоу-бизнеса и даже самых престижных тусовок, зато вновь сочинял замечательные песни.
И теперь спел их сам - новые, мудрые и моментально запоминающиеся хиты "Выживший", "Журавли", "Обязательно вернусь"... Это были уже песни для души, искренние сопереживания и чувства - качественная эстрада, не зависящая от модных битов, актуальных танцевальных ритмов и сэмплов.
Отчего он так изменился? И почему Фадеев перестал сотрудничать со всеми своими артистками, а вместо этого решил создавать собственную музыкальную школу?! И отчего пишет песни уже для никому не известных исполнительниц, находя их в соцсетях?!
Об этом популярный композитор, продюсер, а теперь и снова вокалист рассказал в своем первом интервью для СМИ за пять лет.
Или музыка, или бизнес
Максим, почему вы вернулись к карьере вокалиста после того, как долгое время писали песни для других?
Максим Фадеев: Это было последней просьбой моего отца, когда он уходил. Он завещал, чтобы я продолжил петь и меня слышали люди.
Вы и начинали как певец в 90-е - с романтическими песнями, хитом "Беги по небу" и моментально запоминающимся высоким тембром голоса. А потом быстро ушли со сцены, отчего?
Максим Фадеев: Я - интроверт и стараюсь избегать новых знакомств и мест с большим скоплением людей. В этот момент мое внимание становится рассеянным, и мне всегда нужен кто-то рядом, кто поможет сориентироваться. Другими словами, для меня всегда выход на сцену - выход из моей зоны комфорта. Именно поэтому для меня идеальной всегда была студийная, камерная, непубличная работа.
Так было и в 90-е. Поэтому я был рад не выходить к микрофону, а взяться за свой первый продюсерский проект - Линду. И я закрывался в студии один, писал музыку, тексты, придумывал и писал аранжировки, играл на всех инструментах, записывал свои партии бэк-вокала... И это мне было в радость - куда большую, чем по вечерам выходить на сцену самому. В итоге я "выжал" в работе с Линдой из себя все, что мог. И продюсерская работа мне понравилась больше, чем карьера вокалиста.
Изменились ли с тех пор ваши музыкальные вкусы и задачи и мысли о собственном месте на эстраде?
Максим Фадеев: Какие-то остались прежними, другие - ушли. А вот задачи у меня теперь иные. Я не хочу больше "делать артистов". Мне интереснее открыть свою школу. Ведь я педагог по образованию. И теперь буду учить детей петь, учить их музыке. А "делать бизнес" со своими воспитанниками больше не хочу!
Не жалеете ли, что, добившись первого успеха как певец, вы надолго отвлеклись на продюсирование начинающих артисток? Что тут стало определяющим: вам предлагали выгодные условия или как на любого мужчину на вас подействовало женское очарование дебютанток?
Максим Фадеев: Я ни о чем не жалею, это был мой собственный выбор. А определяющим фактором стало мое безудержное желание творить. Я работал, без преувеличения, по 16-19 часов в сутки. Спал на подоконнике в студии и ел быстрорастворимую пищу. Я был настолько увлечен своим делом, что мне не было никакого дела до своего быта, и я не хотел уходить из студии.
Ну и, конечно, мне хотелось заработать и доказать тем, кто в меня не верил, что я чего-то стою.
Полезны ли эксперименты с женщинами
Считается, что мужчина, много работающий с женщинами, становится более терпимым, невозмутимым, следящим за модой и, конечно, за тем, хорошо ли начищены его ботинки. Научились ли вы за эти 30 лет лучше понимать прекрасный пол, управлять им, а в сложных ситуациях обходиться без скандалов?
Максим Фадеев: С высоты моего опыта мне кажется, что нет ничего проще предугадывания поступков женщин. Если женщина поступает как-то иначе, за рамками моего опыта, то считаю это настоящим чудом. Но я пытаюсь поменьше находиться в их компании. Хотя я погружал своих артисток не только в мир музыки, искусства, профессии, но и даже многих из них знакомил с азами личной гигиены. Так что причинно-следственная связь как раз обратная. А про сложные ситуации - я не психолог, не хочу никем управлять. Я просто ухожу, если начинается любое давление на меня в любом виде. Поэтому мне больше не приходится кого-то переучивать.
Нет ничего проще предугадывания поступков женщин
И еще я понял: главной моей ошибкой было выстраивать внутреннюю политику моей компании по "семейному" и человеческому принципу. Ее я больше не повторю. Отныне эмпатия к артистам - только в разумных пределах и в границах студии или съемочной площадки.
Отчего среди тех, с кем вы работали, только женщины?
Максим Фадеев: Так само собой получилось. Ведь когда я учился на дирижера, то на всем нашем потоке был единственным парнем, остальные - девочки. Еще тогда вынужден был вникать в особенности их поведения и творчества. Так что эксперимент по работе с женщинами (улыбается) продолжился 30 лет и закончился роспуском моего лейбла. Теперь веду спокойный размеренный образ жизни.
О вашей строгости при работе ходили легенды. Например, о том, что, собрав группу SEREBRO, вы сняли для девушек квартиру - чтобы репетировали. Влюбляться, тусить или не ночевать дома запрещалось под угрозой увольнения?!
Максим Фадеев: Многие из озвученных вами подробностей, конечно, преувеличены (улыбается). Но действительно перед подготовкой к конкурсу мы всей командой из 20 человек, включая артистов, заселились в подмосковный пансионат. Чтобы сфокусироваться только на работе, репетициях. Мы следили за их здоровьем, диетой. У нас было всего две недели на подготовку, ошибиться было нельзя. И я действительно считаю дисциплину одним из важнейших факторов в работе с артистами.
Искренние люди уже редкость
Группа SEREBRO заняла на "Евровидении-2007" третье место. Да и почти все ваши воспитанницы выбились в звезды. Вы можете заранее почувствовать, какая песня "выстрелит"?!
Максим Фадеев: Предугадать, что выстрелит, сегодня, как и всегда, сложно. Но я искренне рад реакции аудитории на мой новый трек и клип "Скажите детям". Был счастлив узнать из комментариев, что сегодня у людей большой запрос на такой контент.
Вы же теперь и новых артисток ищете в соцсетях?
Максим Фадеев: Недавно я написал песню "Время мужчин" на стихи Владимира Ильичева. И решил, что ее должна исполнить простая девушка из народа. Я думаю, что время глянцевых героев сегодня ушло, уступая место настоящим простым искренним людям. Они сегодня - герои и редкость! Потому я объявил конкурс на своих страницах в соцсетях. За неделю пришло 6 тыс. заявок. А меня так впечатлили истории девушек и их голоса, что я принял решение о том, что исполнять песню будет не одна девушка, а 13! Кто-то из них из Луганска, Крыма, есть даже заслуженная артистка ДНР или сотрудница МЧС. У нас - все по-честному! Но как будет развиваться этот проект - зависит от запроса аудитории.
За что благодарен SHAMANy
А что вы думаете об артисте, который за полтора года стал всероссийской звездой - SHAMANе?
Максим Фадеев: Я ему очень благодарен за смелость и позицию. Хороший парень. Пусть старается, делает музыку.
Думали ли вы о том, каких песен не хватает сегодня в наши непростые времена? И ставили в этой связи какие-то задачи и самому себе - как композитору, певцу и человеку?
Максим Фадеев: Я слушаю только свое сердце. И никогда не изобретаю искусственно темы для своих песен. Более того, я никогда не переделываю уже готовые, так как они родились в момент и такими и должны остаться. При этом никогда не сочиняю музыку больше 5 минут. Речь не о большой форме, конечно же, - ее-то можно писать годами, поскольку она требует другого подхода.
Теперь вы написали несколько песен, которые от вас, поп-композитора, наверное, мало кто ждал. Вначале появился "Выживший", а потом и "Журавли" - песня душевная, спокойная, мужественная, гражданская, очень органичная для нашего времени. Вы знали, что в 60-е у Марка Бернеса тоже были "Журавли"?! Тоже душевные и предельно искренние, да и темы в чем-то схожи?
Максим Фадеев: Я пишу музыку в разных стилях. Величайший композитор Игорь Крутой как-то сказал, что "композитор Максим Фадеев пишет во всех тональностях всем национальностям". Это правда, потому что жанр для меня не имеет значения - джаз, фолк. Я - классический музыкант, у меня классическое музыкальное образование. И свои "Журавли" я как почувствовал - так и написал.
А потом была песня "Обязательно вернусь" - о семье, чести, защите Отечества. Как получилось, что у вас "наболела" и такая тема?
Максим Фадеев: Я часто ищу стихи для своих песен на одном известном ресурсе. В поиске ввел запрос - кажется, со словами "надежда, возвращение". И в списке стихотворений наткнулся на "Обязательно вернусь" Михаила Гуцериева. Вначале даже не обратил внимания на фамилию автора, мне просто понравились стихи. И написал песню, после чего Михаил внес ряд правок в уже готовое произведение с музыкой. Я хотел, чтобы она тоже давала людям надежду и веру в то, что их близкие вернутся. Где бы они ни находились. И я очень благодарен Михаилу за эти стихи.
Тоже уезжал, но вернулся
Было время, вы уезжали жить в Германию. Потом вернулись. Как вы решали для себя этот вопрос с женой и сыном Саввой?
Максим Фадеев: В общей сложности я прожил в Германии 15 лет с небольшими перерывами. Определяющим стало нежелание жить в чужой среде - культурной, языковой. И когда мой сын стал говорить по-немецки лучше, чем по-русски, я понял, что пора возвращаться. Так как уверен, что язык является одним из ключевых элементов, формирующих личность.
А что думаете про покинувших Россию сейчас?
Максим Фадеев: Сегодня ряд музыкантов, блогеров уехали из страны, хлопнув дверью и возомнив себя новой большой волной русской эмиграции. Не заметил среди них ни Тарковского, ни Бродского, ни Барышникова. Разница в том, что уехавшие персонажи ненавидят Россию и русских. Барышников же танцевал под Высоцкого, Тарковский тосковал по России и от этой тоски и умер.
Теперь эти уехавшие артисты анонсируют так называемые мировые туры. Важно понимать, по каким залам они едут и к какой публике. Это залы на 300-400 человек, куда приходят в основном эмигранты. Думаю, эйфория скоро пройдет и придет бесславие. Потому что на них интересно посмотреть раз, максимум два. Местным коренным жителям они, конечно же, неинтересны, так как они с их творчеством не знакомы. У них другой менталитет и другие глаза. Мне приходилось работать там с многими мировыми суперзвездами, и я знаю, какой там подход.
Когда я не жил в России, скучал по ней каждый день. И когда окончательно вернулся - бросился обнимать в аэропорту первого встреченного мной человека.
Было и такое
Максим Фадеев: "У нас с доктором своя авторская система здорового похудения"
- Однажды я просто взял и похудел. На 140 кг. Потому что в какой-то момент понял, что вес достиг критической отметки, было просто тяжело жить и существовать.
Никогда не делал липосакцию или других операций для этой цели. И вообще я считаю, что стареть надо самостоятельно и естественно. Бог делает нас красивыми. А когда люди сегодня увлекаются процессом замедления естественных процессов, они выглядят, на мой взгляд, смешно.
Но я сознательно решил худеть под наблюдением врачей, а не по курсам и марафонам. Вместе с главным терапевтом страны Оксаной Михайловной Драпкиной мы разработали мою собственную авторскую систему "медицинского", здорового похудения. Это не таблетка, это процесс. И сейчас работаем над тем, чтобы сделать эту систему доступной для широкой аудитории, так как мне постоянно задают вопрос о том, как я сбросил вес.