Что такое фригидность и почему все хотят заработать на женском либидо

Термин «фригидность» давно исчез из лексикона сексологов, но все еще употребляется в быту по отношению к женщинам, не оправдывающим чужих ожиданий в постели. Рассказываем, как менялось отношение к фригидности и как женская сексуальность стала золотой жилой для производителей лекарств.

Что такое фригидность и почему все хотят заработать на женском либидо
© Super.ru

Зачем Мари Бонапарт измеряла вагины француженок

Отсутствие либидо, трудности с достижением оргазма или возбуждением — под эти критерии попадают женщины, которых называют фригидными. Термин не сразу обрел негативную коннотацию: на протяжении столетий исследователи считали, что женщины не должны получать удовольствие от секса. Отсутствие заинтересованности в половой жизни со стороны женщины считалось нормой.

Однако в конце XIX века правила изменились, и фригидность стали причислять к патологиям наряду с бесплодием и нимфоманией. За изучение «отклонения» взялись психологи, большинство из которых вдохновлялись идеями отца психоанализа Зигмунда Фрейда. Они утверждали, что правильный женский оргазм бывает только вагинальным, а значит женщины, получавшие разрядку от стимуляции клитора, фригидны.

Заметный след в исследовании патологии оставила Мари Бонапарт — родственница императора Наполеона, психоаналитик и ученица Фрейда. Секс не приносил Мари наслаждения: она диагностировала себе фригидность, причину которой видела в анатомии — большом расстоянии между клитором и влагалищем. Чтобы подтвердить теорию, Бонапарт лично измерила расстояние между половыми органами 243 француженок и расспросила их о частоте оргазмов.

Мари предполагала, что проблему можно решить хирургическим путем, и перенесла операцию по перемещению клитора, но экспериментальное вмешательство не дало результатов. В 1950-е годы Бонапарт отказалась от идеи об анатомических причинах фригидности и с тех пор утверждала, что отсутствие сексуального удовольствия — явление сугубо психологическое и нуждается в соответствующей терапии.

От фригидности к гипосексуальности

Современная сексология не признает термин «фригидность», который сегодня известен как «гипоактивное расстройство сексуального влечения (гипосексуальность)». Это один из видов женской сексуальной дисфункции (ЖСД) наряду с анаргозмией (неспособностью достичь оргазма) и расстройством сексуального возбуждения. Ученые характеризуют гипосексуальность отсутствием либидо, сексуальных фантазий и оргазмов, и выделяют несколько причин развития. Самые распространенные из них:

Гормональные нарушения, основной виновник которых — эстроген. Недостаток гормона влияет на либидо и снижает чувствительность половых органов.Психологические или социальные факторы. Травма от пережитого насилия, стресс, депрессия или тревога, а также конфликты с партнером могут быть причиной гипосексуальности.Физический фактор. Расстройство сексуального влечения может быть следствием заболеваний — например, рака или почечной недостаточности, а также побочным эффектом приема медикаментов: химиотерапевтических препаратов или антидепрессантов.

Для лечения гипосексуальности могут применяться разные методы. Первым делом следует пройти полное обследование — посетить гинеколога, сдать анализы крови и сделать УЗИ органов малого таза. После выявления физических причин расстройства специалисты могут предложить несколько сценариев лечения: эстрогенную терапию или инъекции бремеланотида, которые улучшают кровообращение в органах малого таза. Эффективной может стать и психотерапия, когда причина расстройства связана с пережитым насилием или тревожностью.

Однако женщинам не всегда требуется лечение — многих к нему подталкивает искусственно раздутая проблема сексуальной дисфункции, за которой стоят производители лекарств.

Почему всех так волнует женское либидо

В 1998 году фармацевтический гигант Pfizer явил миру «Виагру» — синюю таблетку для лечения эректильной дисфункции, которая изменила жизнь мужчин и принесла создателям миллиардную прибыль. Корпорации решили повторить успех и принялись за разработку розовых таблеток, призванных решить проблему уже женской сексуальной дисфункции. К распространению препаратов подключили аффилированных врачей, которые должны были «просвещать» пациенток на тему.

Союзу большой фармы и медиков посвящена книга «Продавая болезни: как фармацевтические компании превращают нас в пациентов». Ее авторы — медицинские журналисты Аллан Кассельс и Рэй Мойнихан — разоблачили методы, которые корпорации используют для продвижения своей продукции. К одному из таких относятся программы повышения осведомленности, как это было с кампаниями об эректильной дисфункции в Великобритании. В Соединенном Королевстве строго контролируют рекламу рецептурных средств, поэтому производители таблеток продвигали свои препараты под эгидой просвещения: рассказывая об импотенции, они побуждали британцев обращаться за рецептами.

Те же методы применялись и по отношению к ЖСД, в популяризации которого, уверен Рэй Мойнихан, виноваты фармкомпании. Они финансировали исследования о расстройстве и платили медицинским экспертам за участие в мероприятиях по осведомлению, среди которых отметилась доктор Лора Берман. Известная как «сексперт» и «лицо ЖСД», она посвятила карьеру освещению заболевания в СМИ. За каждое выступление и публикацию, как позднее выяснили журналисты Los Angeles Times, производители лекарств платили Берман около 75 тысяч долларов.

Медикализация женской сексуальности привела к созданию сообщества New View. Группа активистов и ученых развенчивала мифы о сексуальной дисфункции и следила за работой фармацевтических компаний. Когда те планировали выпустить на рынок очередное лекарство от ЖСД и обращались за одобрением в FDA (Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов в США. — Прим. ред.), команда New View предоставляла комиссии документы о нецелесообразности медикаментов и отсутствия у них клинически доказанной эффективности.

Так, трудами активистов на рынок не попал тестостероновый пластырь Intrinsa, за разработкой которого стояли Procter & Gamble. Представители New View обратили внимание FDA на риски тестостероновой терапии и недоказанную связь между сексуальным влечением и гормоном. Пиарщики P&G были готовы к критике и перед релизом пластыря запустили кампанию по его продвижению, предоставив общественности исследование о разработке. Загвоздка была в том, что его опубликовали не в рецензируемом научном издании: основными площадками стали обычные СМИ, а в тексте работы ни слова не говорилось про побочные эффекты и конфликт интересов, на чем также акцентировала внимание команда New View.

Женская сексуальность, считает одна из идеологов New View Леонора Тифер, — уязвимая тема. Долгие годы секс был табуирован, что сегодня вынуждает многих из нас стесняться и замалчивать интимные проблемы, тогда как современная культура раздувает наши ожидания от полового акта. Манипулируя страхами, производители лекарств пытаются внушить женщинам, что сексуальная дисфункция — это проблема, и предлагают препараты для ее лечения.

Повсеместный секс-просвет не остановил медикализацию, а термин «фригидная» не ушел из бытового лексикона — им все еще клеймят женщин, которые не испытывают удовольствия в спальне. Однако все больше исследователей склоняются к тому, что сексуальная дисфункция не всегда поддается медикаментозному лечению, а в некоторых случаях вообще не нуждается в терапии. Более того, она является расстройством только в том случае, когда приносит женщине дискомфорт.

Если от отсутствия либидо пациентка испытывает стресс, продиктованный неуверенностью в себе или страхом потерять партнера, врач должен предложить ей решение. Однако женщине, живущей в согласии со своим телом и сексуальностью, даже при низком половом влечении не нужны ни вмешательства врачей, ни навязчивая реклама медикаментов от фармкомпаний.