«Уважать других и беречь свое здоровье»: нужны ли уроки секс-просвещения в школах России?
К введению уроков секс-просвещения в российских школах отношение неоднозначное. Многие родители и педагоги придерживаются мнения, что подобная информация нанесет подрастающему поколению непоправимый ущерб - ребята пустятся во все тяжкие и работа по пропаганде нравственности пройдет впустую. Однако молодежь в любом случае приходит к теме секса: одни ищут подсказки в сети, другие пробуют пообщаться с родителями. Это порой приносит только дополнительные трудности, ведь не все мамы и папы считают нужным поднимать такие темы с детьми, а в интернете, как известно, многое утрировано.
Но стоит осознавать, что даже идеальная духовно-нравственная модель семьи может рухнуть из-за отсутствия понимания своего организма и организма супруга. Допустим, муж и жена впервые легли в постель после официального заключения брака и обнаружили, что все плохо. Итоги бывают печальные: общая неудовлетворенность отношениями, раздражительность и обида на партнера. А если оба вдобавок не планируют обратиться со своей проблемой к психологу, то луча света в конце тоннеля тем более не предвидится.
«Уроки полового воспитания пытались ввести в общеобразовательной школе еще в 1920-х, но ничего не получилось. Первая причина - отсутствие квалифицированных специалистов-сексологов, которые последовательно и профессионально могли бы доносить информацию. Тематические методички приходилось транслировать учителям, а они к такому делу не приспособлены. Такие знания нужны, но это должны быть знания современной школы: корректные и правильные поданные, направленные на то, чтобы уберечь ребят от ошибок и сохранить традиционные семейные нормы», - рассказала в беседе с изданием «Вести Подмосковья» научный руководитель Института спортивного менеджмента и права НИУ ВШЭ, директор Государственного музея спорта Елена Истягина-Елисеева.
Когда в наших школах решают затронуть вопросы полового воспитания без привлечения специалистов-сексологов, то достичь результата зачастую не получается. Представительная классная руководительница, например, начинает объяснять девятиклассникам, что «испорченную» девочку никто не возьмет замуж, а мальчикам, так уж и быть, надо позаботиться о контрацептивах. Подробности опускаются, так как считаются грязными и неэтичными. Но никто и не просит расписывать в красках сам процесс - под подробностями лучше подразумевать строение организма, его реакции (как физические, так и психологические), осознание собственных желаний и нежеланий, умение уважать других людей и свое личное пространство.
«Детей к экспериментам обычно подталкивают некорректно поданные знания, поэтому такие занятия должны вести исключительно профессионалы и никак иначе. На мой взгляд, этим стоит заниматься факультативно психологам и сексологам, которые будут давать знания сообразно возрасту детей: о том, как развивается тело мужчины и женщины и как происходят физиологические процессы взросления, об этикете и нормах взаимодействия между мужчинами и женщинами в интимных ситуациях, о венерических болезнях и вреде сексуальной распущенности», - подчеркнула Ирина Истягина-Елисеева.
Акушер-гинеколог, специалист клиники «Чайка», резидент проектов популяризации науки «Science Slam» и «PechaKucha» Мария Филатова отметила, что сексуальное просвещение не означает пропаганду секса и призыв к его раннему старту. «Напротив, цель таких уроков заключается в трансляции детям знаний для того, чтобы они принимали осознанные решения в отношении своей сексуальной жизни. Ряд исследований подтверждает, что программы полового воспитания увеличивают возраст начала сексуальной активности, снижают частоту незащищенных контактов, уменьшают количество партнеров и повышают использование презервативов», - сообщила она.
Эксперт также добавила, что уроки секс-просвета помогут уважительно относиться к своему телу и телам других людей. Подростки узнают о неприемлемости насилия и домогательства, о том, что каждый человек имеет право сказать «Нет». «Молодые люди научатся работать со своим эмоциональным интеллектом, улучшат качество своих отношений с другими, разберутся, как устанавливать границы и решать конфликты», - пояснила Мария Филатова в беседе с изданием «Вести Подмосковья».
Если родители и учителя постоянно пугают старшеклассников ужасами секса, то это способно привести к ряду психологических проблем и барьеров, злости на свои желания, неумению адекватно вести себя с теми, кто нравится. Многие подростки, рано начавшие половую жизнь, ищут в таких контактах понимание и ощущение любви, которого, возможно, не хватает дома. Кто-то, сам того не желая, ложится в постель после ультиматума партнера «Либо мы спим, либо я тебя брошу», а потом долгие годы испытывает отвращение к сексу. Это один из результатов отсутствия грамотного введения подростка в тему. Кроме того, периодически симпатия превращается в незапланированную беременность. Недавно издание «Вести Подмосковья» сообщало, что в Волоколамске 14-летняя школьница забеременела от 25-летнего партнера.