Бывшие супруги получили возможность запретить друг другу раскрывать семейные тайны в соцсетях

В Федеральной нотариальной палате сообщили, что у граждан появился правовой инструмент, который позволяет решать личные проблемы. Например, бывшие супруги могут с помощью нотариуса официально запретить друг другу публиковать в Сети фото из семейного архива или рассказывать личные тайны. Скажем, каким бывший муж был хозяином или много ли выпивал.

Бывшие супруги получили возможность запретить друг другу раскрывать семейные тайны в соцсетях
© Российская Газета

Принципиальное условие: граждане должны сами договориться. В этом им поможет специальный посредник - медиатор. Затем соглашение удостоверит нотариус. Тогда никто не сможет отвертеться: если кто-то перестанет выполнять условия, другая сторона обратится к судебным приставам.

Как рассказывают нотариусы, люди начали просить включить в медиативное соглашение условия неимущественного характера.

Если одна из сторон нарушит договор, другой человек сможет отправить документы напрямую судебным приставам. Они взыщут штраф

"Так, у нотариуса из Красноярска был случай: бывшие супруги попросили вписать в документ запрет размещать в социальных сетях фотографии друг друга и любую информацию об их совместном прошлом. Иначе - денежный штраф, - рассказывают в ФНП. - К екатеринбургскому нотариусу за консультацией обращался медиатор, чьи клиенты хотели прописать в документе все нюансы дальнейшей раздельной жизни. Даже вопросы, связанные с домашними животными. Предполагалось, что отец, живущий отдельно, не сможет подарить детям питомца без согласия бывшей жены".

Иногда в соглашении прописывается определенный порядок перехода права собственности. Как вариант: бывшая супруга получает квартиру только спустя некоторое время после развода. Другой пример: к нотариусу за консультацией обратился гражданин, который хотел предусмотреть в медиативном соглашении "кнопку отмены". Они с супругой разводились, но, если бы она вернулась в семью в течение года, гражданин был готов переписать на нее часть личной недвижимости.

"Медиатор не навязывает своего мнения, суждения о том, как должен быть разрешен спор, в отличие от арбитра или судьи, не выносит решения по спору", - рассказывала медиатор Елена Ксенофонтова, при помощи которой было заключено первое в России медиативное соглашение, удостоверенное нотариусом.

По ее словам, формула "нотариус + медиатор = исполнительный лист" работает и пользуется спросом благодаря значительной экономии денежных средств и времени на судебный процесс.

Как неоднократно отмечал президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик: "Придание медиативному соглашению исполнительной силы с помощью нотариального акта подтверждает необходимость расширения сферы компетенции нотариуса для стабилизации гражданского оборота в целом, а также значимость функции нотариальной деятельности как превентивного правосудия".

Эксперты подчеркивают: больше всего медиативные соглашения востребованы в семейных отношениях. Случай из практики: при разводе супруги делили совместную недвижимость, которая на тот момент находилась в залоге у банка. Погашать кредит обязался экс-муж. После того, как залог будет снят, он обещал выплатить экс-жене компенсацию, а их общим детям выделить доли в счет уплаты алиментов. Отношения у пары были натянутые, доверия не осталось. Поэтому все договоренности, которых с трудом удалось достичь, бывшая супруга хотела скрепить печатью нотариуса. В итоге после выплаты кредита мужчина исполнил все свои обязательства.

Когда в медиативном соглашении предусмотрена передача недвижимости, этот документ служит основанием для регистрации перехода прав собственности. Если недвижимость достается новому владельцу сразу после удостоверения медиативного соглашения, нотариус может направить все необходимые документы для регистрации в ЕГРН.

"Главная задача медиации - урегулировать конфликт быстро и эффективно, без необходимости обращаться в судебные инстанции. С помощью посредника - медиатора - стороны приходят к удовлетворяющему всех решению, - пояснил председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. - В нашем обществе существует высокая потребность в доступных и эффективных механизмах урегулирования споров, которые будут способствовать в том числе установлению и развитию партнерских отношений, формированию уважительного отношения к закону, а также повышению правосознания и социальной активности".

Он напомнил, что несколько лет назад был принят закон, благодаря которому медиативное соглашение, удостоверенное нотариусом, приобрело силу исполнительного документа. Данное изменение послужило толчком к развитию медиации. Потенциал данной процедуры далеко не исчерпан.