В России острая нехватка педагогов по двум основным предметам — русскому и математике. Из 40 субъектов РФ, принявших участие в опросе, в 35 сообщили о дефиците кадров, пишет РБК. Одна из причин в том, что педагоги чаще всего молодые женщины, которые уходят в декрет. Кроме того, у выпускников педагогических вузов большой выбор сопряженных профессий. Это журналистика, PR, IT и другие.
Кроме того, наблюдается колоссальный разрыв в уровне зарплаты. Например, в Москве за восемь месяцев этого года учитель зарабатывал в среднем более 132 тысяч рублей. В Курганской области — около 41 тысячи рублей с учетом выплат за классное руководство, в Свердловской области — примерно 52 тысячи рублей. Вот что рассказали в российских школах Business FM.
Директор физико-математического лицея № 31 Челябинска Александр Попов
— У меня школа нетипичная, у меня даже избыток математиков, учителей русского тоже хватает, один учитель в декрете. У меня с запасом всех учителей. Московские педагоги получают в 3,14 раза больше, чем учителя на Урале.
— У вас есть возможность добавлять, чтобы удерживать преподавателей?
— Я все время что-то придумываю. Есть российская олимпиада «Профи» для учителей, она уже лет 12 идет, если учитель на российской олимпиаде становится призером, получает 30 тысяч от меня, если становится победителем, получает 100 тысяч.
— У вас есть фонд школы, за счет чего вы это делаете?
— Нет фонда школы.
— Это ваши личные деньги?
— Да.
***
Учитель математики из Петербурга Кирилл Сухов
— По ощущениям, в Санкт-Петербурге не все так плохо с учителями математики.
— Платят больше или просто в Петербурге хорошо с образованием?
— В Петербурге хорошо с образованием. Платят сколько, я затрудняюсь ответить, больше или меньше, я думаю, что платят всем одинаково. Там, где я работаю, большинство не работают на полную ставку, а работают на половину ставки, совмещают с другой работой: проведение кружков, руководство школой и так далее. Работают в основном для души.
— И в итоге сколько платят?
— Меньше, чем в Москве, конечно, просто учить математику интерес не ослабевает в связи с тем, что у нас IT-образование в большом почете.
***
Директор средней школы в деревне Никольское Смоленской области Оксана Шкатова
— На данный момент у нас есть учителя, но да, в ближайшее время будет их не хватать в связи с тем, что нет молодых специалистов, которые приходили бы в школу и работали. Предыдущий учитель русского языка у нас ушел на пенсию, в итоге мы его смогли заменить, поскольку у нас учитель начальных классов имеет филологическое образование. Таким способом вышли из положения.
— В чем главная причина?
— Молодому специалисту зарплата будет 14-15 тысяч рублей.
— А земский учитель до вас не дотягивает?
— Дотягивает, но это звучит вроде нормально, а в действии — это затягивается все равно на годы, как будто у нас сейчас в сельской местности прямо идут стройки. Назовите мне на селе, где есть такие дома и квартиры, которые ждут молодых специалистов, я не знаю в Смоленской области. Пришел на работу учитель молодой, после института, мы нагрузили его выше крыши, он работает с восьми до восьми, там и секции, и клуб, и прочее — зарплата 20 тысяч, отработала три года, переехала в Москву — зарплата 90 тысяч. Все наши специалисты в Москве или Московской области, потому что это другой уровень жизни.
Ранее вице-премьер Татьяна Голикова заявляла, что правительство России оценивает нехватку школьных учителей в 11 тысяч человек. По ее словам, власти принимают меры для решения этой проблемы. В частности, продолжается реализация программы «Земский учитель». Кроме того, в России продолжается активное строительство новых школ. В рамках нацпроекта «Образование» было построено 994 учебных заведения на 609 тысяч мест.