Экономист рассказал, почему не стоит переживать о малом бизнесе, проигрывающем конкуренцию маркетплейсам
Стоит ли бояться исчезновения розничной торговли? И может ли она исчезнуть вовсе? На эти вопросы эксклюзивно для RuNews24.ru ответил заместитель директора института "Центр развития" НИУ ВШЭ Валерий Викторович Миронов.
«Да, интернет-торговля, действительно, выросла. Она возникла в начале двухтысячных годов. И в США, например, к 2020 году она выросла с 0,3% до 20%. У нас аналогичные тенденции. Я думаю, что полностью офлайн она не вытеснит, хотя возможно достижение паритета 50% на 50%. Почему она полностью не вытеснит офлайн-торговлю? Всё-таки ряд товаров требует визуального осмотра на месте, например, какие-то малотранспортабельные товары, бытовая техника крупная, автомобили. И также люди очень часто используют офлайн-шопинг, как средство релаксации, поэтому розничная торговля в офлайн не умрёт», - отметил специалист.
Существует мнение, что интернет-торговля в первую очередь «убивает» малый бизнес в маленьких городах, потому что местные потребители, не всегда избалованные широким выбором в традиционных магазинах, руководствуются мыслью: «зачем идти в магазин, если на маркетплейсе можно купить дешевле, да и выбор больше?». На вопрос, есть ли при таком раскладе у малого бизнеса шанс выжить, собеседник издания ответил, что всё зависит от полезности конкретного бизнеса.
«Здесь нужно исходить из общественной полезности. Зачем нам малый бизнес, который занимается торговлей? Это действительно нужно, например, когда крупный бизнес не доходит до покупателей или есть магазины, которые расположены в микрорайонах (близкие к месту жительства), к хозяйствам – они выживут. Но выживут, если будет спрос. А если спроса не будет, то в условиях сегодняшнего дефицита кадров люди займутся другим», - уверен Миронов.
Валерий Викторович добавил, что в России очень низкая безработица, и, в связи с инфраструктурной перестройкой экономики и с необходимостью осваивать огромные российские территории, существует проблема с рабочей силой.
«Поэтому не стоит переживать, если погибнет этот малый бизнес, тем более что предпочтительно, чтобы малый бизнес занимался не торговлей, а какими-то более сложными вещами, например, производством комплектующих, что гораздо более важно, или оказывал какие-то другие услуги. А что нам жалеть о торговле? Не стоит даже и бояться. Другое дело, что нужно создавать условия для других сфер малого бизнеса, и это очень важно, чтобы были заказы от крупных компаний. А такие заказы дают, как правило, компании, занимающиеся сложными, наукоёмкими секторами – машиностроение, химия. Эти отрасли сейчас, под давлением санкций, развиваются ускоренными темпами. Вот в этом направлении и должен развиваться малый бизнес» – подытожил замдиректора института "Центр развития" НИУ ВШЭ.