Протоиерей Андрей Ткачев: Месть - это очень страшная вещь

В жизни всё идёт не по-моему, и я считаю, что всё должно быть иначе. Соответственно гневаюсь, когда не моя воля творится, а я не хочу с этим мириться.

Протоиерей Андрей Ткачев: Месть - это очень страшная вещь
© Daily Moscow

И тогда я гневаюсь на тех, кто, как мне кажется, виновен в этом или просто на тех, кто попался под руку.

Сам по себе гнев – это сила души, которая присуща человеку естественным образом, только нужно правильно её распоряжаться.

У Иоанна Лествичника есть такое выражение: «памятозлобствуя, памятозлобствуй на бесов, а гневаясь, гневайся на себя».

То есть нужно обидеться на себя. Обиделся и каждое утро встаёшь в половине седьмого и полчаса делаешь зарядку, то есть наказываешь себя таким образом.

Вот тебе, получи, не будешь есть пирожные теперь. То есть разгневайся на себя и исправься, гнев дан человеку, чтобы исправляться.

Почему гнев – это смертный грех? Потому что он ведёт ко многому не хорошему.

Гнев присущ более сильным натурам. Натуры более подлые имеющие такую змеиную натуру, они могут таить свои чувства и ждать удобного случая, чтобы укусить, а гневный живёт на поверхности. Он выкидывает сразу всё, что есть в сердце. Не скажу, что одно лучше или другое, всё плохое.

Но некоторые себя так извиняют - я быстро вспыхиваю, но и быстро отхожу.

Это не извинение, это безобразие. Если ты быстро вспыхиваешь, то ты можешь столько дел наворочать, покалечить рядом стоящего в таком состоянии. Если ты занимаешь ответственный пост, то ты можешь не поправимые ошибки совершить. Батюшка, а что можете сказать о мести?

Месть- это очень страшная вещь. Вообще на месть мало кто способен. В состоянии аффекта в горечах, конечно многие хотят мстить, но если ночь переспать, то на утро уже половина задора пропадает.

На настоящую месть способны страшные люди, которые готовы сложить в сердце обиду и холодно просчитать ситуацию и сделать настоящее зло. Таких людей очень мало, слава Богу, но это уже демонические натуры. Чтобы жить с этим адом внутри, мстить годами каким-то родственникам, помня, что кто-то сказал там когда-то или сделал, это что-то нечеловеческое. Воспитывать себя нужно человеку, сдерживать гнев, нужно обладать своими эмоциями. Девушка обязательно должна научиться обладать своими эмоциями. Если она будет бросаться на шею тому, кого она полюбила, то она много постелей сменит, но замуж так и не выйдет, потому что не нужны никому доступные женщины. Внутренний мир не должен быть адекватен внешнему, нельзя всё выплёскивать наружу. Человек теряет внутреннюю загадку, становится распахнутым как открытый кошелёк. Есть ещё праведный гнев. Праведный гнев уместен праведникам.

Если кто-то проявляет насилие над ребёнком, например, и ты вмешиваешься. Или кто-то насмехается над калекой или сединой, то тут уместен гнев.

Или война, вставай страна огромная, если только ты не нападал первым. Женщина, защищающая своих детей или мужчина защищает с оружием свой дом, это праведный гнев. А люди, которые себя не контролируют, это страшные люди, с которыми страшно оказаться в одной компании. Такой после выпитых пары рюмок может и зарезать, потому что ты не так сказал или сделал что-то.

С ними даже здороваться нельзя, надо обходить их как чумных. Гнев уничтожает всё благое в человеке. Начальники особенно должны это знать, а то они себя обычно извиняют.

Слова, сказанные начальником в гневе, не поддаются стенограмме, одна матерная речь. Что люди говорят в гневе, это просто ужас. Они как во время шторма выбрасывают со дна своей души всю гадость, а гадости там этой немерено.

Надо переживать за душу свою, всё остальное относительно, а душа бесценна.

Опубликовано на Daily Moscow по информации из официального Telegram-канала автора.