Когда необходимо подавать заявку на товарный знак?
Юлия Пахомова - Патентный поверенный юридической фирмы «Городисский и Партнеры». Решили заняться бизнесом и выйти на рынок со своей продукцией или хотите предложить свои услуги? Тогда стоит определиться, как ваши клиенты будут отличать вашу продукцию или услуги от аналогичных продуктов конкурентов, а также как защитить свои товары или услуги от имитации и подделок. На помощь предпринимателям приходит товарный знак и механизм его охраны. Кирилл Каллиников / РИА Новости «Товарный знак», «торговая марка», «бренд» часто используются как синонимы, иногда вкладывают более широкий смысл в понятие «бренд». Однако законодательно приняты термины — «товарный знак» для индивидуализации товаров и «знак обслуживания» для индивидуализации выполняемых работ или оказываемых услуг. Часто вместо «знака обслуживания» равнозначно используется термин «товарный знак». Вы можете придумать словесный, изобразительный, объемный, звуковой, движущийся, тактильный товарный знак или комбинацию из них. Итак, допустим, вы решили выпустить на рынок новый продукт. Разработали концепцию, вложились в производство и уверены, что продукт найдет свою аудиторию. Когда нужно подать заявку на товарный знак, как это сделать и в какой последовательности? Если начать использовать товарный знак до его государственной регистрации, то вы рискуете либо нарушить чьи-то более ранние права и получить соответствующий иск, либо спровоцировать «патентных троллей» или своих конкурентов подать заявку на «ваш» товарный знак на свое имя. В этом случае придется придумывать новый товарный знак, вкладывать дополнительные средства в его разработку и раскрутку и тратить дополнительное время на его регистрацию. Наихудший сценарий, когда вы «вложились» в незарегистрированный товарный знак, потратив значительные средства на его рекламу, изготовление упаковки, запустили продажи, а оказалось, что вы используете чужой товарный знак, против вас инициировано дело о нарушении прав на товарный знак, а у вас нет никаких прав на этот знак. Поскольку в России право на товарный знак по общему правилу возникает в силу государственной регистрации, при этом сам факт применения товарного знака, даже длительного, не приводит к возникновению права на товарный знак. Чтобы избежать таких рисков, рекомендуется сначала зарегистрировать товарный знак, а затем начать его использование. Регистрация осуществляется в несколько этапов: подготовительный (подготовка материалов заявки), подача заявки, проведение экспертизы и получение охранного документа. Регистрационному процессу, как правило, предшествует предварительная проверка «на новизну». Так, на предварительном этапе рекомендуется провести поиск среди зарегистрированных товарных знаков и поданных на регистрацию обозначений. Это делается для того, чтобы убедиться, что товарный знак, который вы придумали для своей продукции, уже не зарегистрирован / не заявлен на регистрацию другими лицами или не похож на товарные знаки других лиц. Конечно, положительные результаты поиска не дадут стопроцентной гарантии, что ваш товарный знак будет зарегистрирован, но если поиск выявит тождественный или сходный знак, имеет смысл задуматься о другом варианте для своей продукции. Кроме того, поиск позволит вам посмотреть, какие похожие знаки есть у конкурентов и действительно ли ваш знак является уникальным и запомнится потребителям. Поиск проводится в отношении определенных товаров/услуг, которые для удобства классифицируются по 45 классам. Заявка на регистрацию товарного знака подается также в отношении определенных товаров/услуг. Международная классификация товаров и услуг имеется в открытом доступе, в том числе на сайте Роспатента. Необходимые вам товары и услуги можно выбрать из предлагаемого списка или уточнить имеющиеся. Когда ваш товарный знак будет зарегистрирован, вы получите охрану только в отношении определенных товаров/услуг, указанных в свидетельстве о регистрации. Если вы планируете, что ассортимент вашей продукции будет расширяться в ближайшее время, можно подать заявку для более широкого перечня товаров/услуг с прицелом на будущее. Заявка на регистрацию товарного знака подается в Роспатент, экспертиза заявленного обозначения длится около 6 месяцев и ее можно ускорить, сократив до 1–2 месяцев. Подача заявки не означает того, что вы уже получили охрану своего товарного знака. Однако дата подачи заявки очень важна, так как именно по ней устанавливается приоритет товарного знака (если речь не идет о конвенционном или выставочном приоритете). То есть если кто-то подаст заявку на сходный товарный знак в отношении однородных (то есть близких по своей природе и назначению) товаров позже вас, он уже не сможет его зарегистрировать без вашего согласия. В ходе экспертизы заявленного обозначения специалисты Роспатента проверят знак на его соответствие нормам законодательства, в том числе нет ли более ранних зарегистрированных или поданных на регистрацию сходных товарных знаков, а также является ли заявленное обозначение охраноспособным (не состоит только из неохраняемых элементов, не вводит в заблуждение относительно товаров, производителя, места производства, не противоречит публичным интересам, не включает в себя флаги, гербы, эмблемы государств и международных организаций и т.д. ). По окончании экспертизы вы получите либо решение о регистрации, и вам останется только оплатить пошлину для получения свидетельства о регистрации, либо предварительный отказ, где будет указано, почему заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака с возможностью представить свои доводы в защиту заявленного обозначения. В целом алгоритм действий заявителя довольно прозрачен, и их можно выполнить самостоятельно. Так зачем же нужен патентный поверенный? Патентный поверенный поможет провести поиск и оценить шансы на регистрацию, подскажет, является ли знак охраноспособным в принципе, поможет определиться с товарами и услугами и выбрать соответствующие классы, правильно заполнит форму заявки, оплатит пошлины и подаст документы в Роспатент, будет вести переписку с экспертами Роспатента, следить за сроками и статусом заявки. В случае отказа поможет выбрать наилучшую стратегию для преодоления мотивов отказа, проведет переговоры с правообладателями более ранних знаков и будет представлять ваши интересы в Палате по патентным спорам Роспатента и/или судебных органах, если потребуется.