Войти в почту

Знакомьтесь: Андрюшка Маргаритович

У любой куклы есть имя - не с безымянной же играть в самом деле. Но, как выяснила иркутский коллекционер Оксана Токмакова, у наших старых и любимых игрушек есть и другие, очень важные "анкетные данные". Имена родителей. Год и место рождения. История долгой и не всегда простой жизни. Все как у людей.

Знакомьтесь: Андрюшка Маргаритович
© Российская Газета

Живые экспонаты

За полтора десятка лет Оксана собрала внушительную коллекцию советских игрушек - более четырех тысяч. И создала собственный музей "КуМир детства". Это действительно целый кукольный мир, густонаселенный и пестрый. Когда ведет по нему экскурсию - полное ощущение, что куклы полноправно участвуют в разговоре. Слушают, улыбаются, грустят, смотрят на тебя в упор или отворачиваются, соглашаются, спорят...

Впрочем, что удивительного? Для их хозяйки все они - живые. Яркие личности. О каждой она может говорить увлеченно, подробно и с искренней любовью. Заслушаешься.

И обязательно вспомнишь что-то свое.

Почерк мастера

Все началось, когда в руки Оксаны случайно попала почтовая открытка к 850-летию Москвы. А на ней - симпатичная кукла-мальчик: глазки-бусинки, улыбка... Подпись гласила: "Кукла Андрюшка. Выпускалась в 1950-е - 1960-е годы на Московской фабрике игрушек имени 8 Марта. Художник - Маргарита Вильям".

Кукла Андрюша.

- Это стало для меня открытием, - рассказывает Оксана. - Кукол советских времен создавали художники?! Начала изучать тему, а главное - искать Андрюшку на просторах интернета. Это было непросто - кукла редкая, изготовленная еще из опилочной массы. Я искала его пять лет! За это время "обросла" и другими игрушками.

Выбирала их, руководствуясь прежде всего своим вкусом. Нравится - не нравится, лежит душа или нет. И часто именно эти игрушки оказывались сделанными по моделям профессиональных художников. Многих мастеров Оксана стала узнавать "по почерку". Заказы они получали от НИИ игрушки в Сергиевом Посаде. Да-да, было и такое научно-исследовательское учреждение, и оно "не в бирюльки играло". Перед запуском новой продукции собирался строгий художественный совет - решал, можно ли отправлять игрушку в тираж.

И нередко отказывал.

Оксана Токмакова и ее питомцы. Фото: Из личного архива

Маргарита Вильям, автор Андрюшки, писала в мемуарах, что за больших кукол и платили больше. Но помимо дополнительного заработка художникам важна была и творческая свобода. Работа над игрушкой часто становилась отдушиной, возможностью уйти от навязшей в зубах социалистической идеологии, бюстов вождей, коммунистической патетики где надо и не надо. А куклы допускали некоторое вольнодумство, пусть это и звучит сегодня смешно.

Впрочем, авторской была только изначальная модель куклы. По утвержденным образцам их начинали штамповать на разных фабриках - без искажений, конечно, не обходилось. В СССР было более 3500 таких производств - не только профильные фабрики, но и цеха на многих заводах, даже оборонных. На Иркутском авиационном выпускали, например, алюминиевую кукольную посуду.

Мальвина от Марианны

Среди советских кукол есть настоящие раритеты, за которыми коллекционеры прямо-таки охотятся. Например, очень редкая кукла авторства Льва Сморгона - Клеопатра. Это настоящая красотка со скуластым лицом, пухлыми губками, раскосыми глазами и синими бровями вразлет. Она прошла худсовет и вышла в серию. Но вскоре была снята с производства из-за излишней... сексуальности (эпоха Барби была далеко впереди). Потому и была в 2022 году мгновенно продана на интернет-аукционе почти за 300 тысяч рублей!

Лев Сморгон и его Клеопатра.

Оксана признает, что сама к таким покупкам не готова. Есть много игрушек, вокруг которых нет ажиотажа, - но они представляют собой серьезную художественную ценность. Пример - выставленные в музее модели кукол ленинградской художницы Марианны Мотовиловой.

- Их отличает какая-то особая пластика и гармония. Это почти подростки, 11-12 лет, когда дети как тростинки. А еще - эти ладошки! Когда кукле поднимаешь ручки на 90 градусов, она словно раскрывает объятия. Самая известная модель Мотовиловой стала основой для популярных Мальвины, Золушки, Первоклассницы. Вот именно таких кукол я бы выбирала для своей дочери...

- А еще очень люблю игрушки авторства Льва Разумовского, - продолжает Оксана. - Он придумал более 80 моделей - от знаменитого Карлсона и Незнайки со всей его компанией до Доктора Айболита. Лев Самсонович всегда старался продумать игровой момент в общении ребенка с игрушкой. Например, у клоуна, который недавно пополнил мою коллекцию, поворачиваются корпус, глаза, нос, ботинки. И получаются разные настроения!

Родословная Крокодила Гены

Целый дом, населенный куклами, - воплощенная мечта сибирской девчонки, не избалованной в детстве игрушками. Его хозяйка - сама себе директор, экскурсовод, дизайнер, кассир и уборщица. А ее цель - найти создателя каждой из своих кукол.

Лев Разумовский со своими "детьми"

Это долгая и кропотливая работа, "родословная" игрушки выстраивается по крупицам. Ведь ни одна фабрика не вела каталогов своей продукции. Надежный источник информации - музей игрушки с его архивом в Сергиевом Посаде, но туда из Иркутска не наездишься. Поэтому Оксана общается в соцсетях с коллегами-коллекционерами, ищет старые журналы, публикации. А кое-что дарят добрые люди. Недавно своим богатством с музеем поделилась Галина Владимировна Воробьева, которая почти 30 лет преподавала в Иркутском педагогическом институте на кафедре дошкольной педагогики. Музею от нее досталась целая пачка журналов "Дошкольное воспитание" и буклет художественно-педагогического музея игрушки "Советская игрушка" 1980-х годов.

Там Оксана нашла подтверждение авторства модели куклы "Мушка" (Н.И. Молостнова) и игрушки из полиэтилена "Крокодил Гена" (В.А. Котов). Радовалась как ребенок!

Так для кого ее музей - для детей или взрослых? Интересно и тем, и другим. Это и ностальгия до слез, когда человек узнает свои любимые игрушки из детства. Это и требования маленьких посетительниц: "Мама, почему ты мне никогда не покупаешь кукольной мебели и посуды?" Хозяйка музея считает: тут есть над чем задуматься. Дать ребенку в руки гаджет куда проще, чем учить игре в "дочки-матери". Но что получается в результате?

- Игрушка должна соответствовать возрасту ребенка, быть его подобием, - уверена Оксана Токмакова. - Это важный инструмент социализации. Благодаря игре с куклой я научилась шить, вязать, готовить. Хотя все же - признаюсь честно - моей любимой игрушкой в детстве был танк...

Экспозиция музея: от улыбки станет всем теплей! Фото: Кирилла Шипицына

А еще игрушка должна быть удобной в обращении. Мне недавно иркутянка Наталья Маслова принесла в дар совершенно новую шикарную куклу с фарфоровой головой. Эту красавицу, как выяснилось, совершенно бесполезную, ей подарили в четыре года. И девочка ей не играла. Почему, как думаете? Потому что страшно было - вдруг случайно разобьешь. Да и не помещалась она ни в одну кукольную кроватку. Поэтому советую: покупая ребенку куклу, думайте о ребенке, а не о кукле, даже очень красивой...