На выставке в Историческом музее соединили исторические артефакты и ювелирные фантазии
В начале октября выставкой "Записки ювелира. Бриллиантовая история" в Государственном Историческом музее компания "Алроса" представила свой новый проект POSIE. Главная заявка этого не только ювелирного, но и социально-культурного проекта - создание связей между историей и современностью, развитие ювелирного искусства, базирующегося на корнях русской традиции и одновременно принадлежащего сегодняшнему дню. Ювелирные украшения на выставке стали частью арт-инсталляций.
Идея проекта POSIE родилась несколько лет назад, когда к холдингу "Алроса" присоединилось ювелирное производство "Смоленских бриллиантов". Эта консолидация сделала возможным рождение самостоятельного ювелирного направления внутри алмазодобывающего гиганта. К моменту присоединения у мастеров "Смоленских бриллиантов" уже был беспрецедентный среди российских производств опыт работы с феноменальным историческим объектом - Большой императорской короной: завод выполнял заказ Алмазного фонда по созданию ее реплики к 250-летию оригинала. Дело в том, что эта национальная реликвия хранится в Алмазном фонде и не подлежит вывозу из Кремля, так что на любых выставках экспонируется современное изделие.
Колье "Аленький цветочек".
Этот уникальный опыт стал отправной точкой для работы всей команды над ювелирным направлением POSIE. Источником вдохновения стала личность Иеремии (Жереми) Позье, ювелира и огранщика швейцарского происхождения, работавшего при дворе трех императриц - Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины Великой.
"Стрела царевны": титановый браслет с натуральным пером и алмазным наконечником специальной огранки.
Но исторические изыскания привели экспертов "Алросы" к выводу, что хотя Позье и был одним из самых ярких мастеров XVIII века при императорском дворе, он далеко не единственный, кто способствовал формированию национального ювелирного стиля. Название проекта, созвучное фамилии всего лишь одного мастера, является скорее именем собирательным и отдает дань всем западным ювелирам, внесшим свой вклад в развитие русской ювелирной школы.
Драгоценности на выставке дополнены историческими сундуками, табакерками и другими экспонатами из собраний ГИМ, Государственного Эрмитажа и Гохрана России. Выставка в ГИМ будет открыта до 15 января 2024 года.
Уже в начале обсуждения концепции стало очевидно, что компания заинтересована в том, чтобы создать не просто коммерческий бренд, но целую производственно-образовательную платформу, которая будет иметь большое социальное и культурное значение для ювелирной индустрии страны. Задачей проекта становится не просто создание ювелирных коллекций, но и изучение наследия, новое прочтение тем, которые для всего мира превратились в олицетворение "русского стиля".
"Маковая росинка": кольцо в виде травинки из анодированного титана с бриллиантами специальной огранки, имитирующей капли росы.
Первые коммерческие, то есть сезонные, коллекции POSIE вдохновлены "бриллиантовым" XVIII веком русской истории, когда формировалась отечественная ювелирная школа и ее особый подход к работе с бриллиантом - гораздо более свободный, чем европейский. Креативная команда компании "Алроса" вдохновлялась как культурой XVIII века в целом - роскошными балами, деталями одежды и архитектурными элементами, так и дизайном Большой императорской короны (одна из коллекций называется "Коронация").
"Золотое яичко": браслет-трансформер с желтыми бриллиантами и сапфирами. Его "скорлупки" складываются, как пазл, в 3D-яйцо.
Одновременно на выставке в ГИМ демонстрируется высокая ювелирная коллекция POSIE, которая основана на совсем другом принципе - инновационном. Все ее элементы также отсылают к традициям русской ювелирной школы, но скорее к инженерным и дизайнерским.
"Яблочко на тарелочке": любое движение руки запускает вращение уральского демантоида в 7,77 карата по кромке золотого блюдца с бриллиантовым паве.
Поскольку для "Алросы" важно не только возрождение традиций, но и взгляд в будущее, для работы над первой высокой коллекцией POSIE был приглашен яркий независимый российский дизайнер Михаил Барышников (единственный из российских ювелирных дизайнеров, удостоенный представить коллекцию своего собственного бренда в Париже во время Недели haute couture). Для нового проекта он создал коллекцию "Волшебные сказки", в которой самыми современными ювелирными средствами переосмысливаются образы русского фольклора.
"Шапка-невидимка": популярная на рубеже XIX-XX веков тиара-кокошник превратилась в почти иллюзорный объект - ее абрис в неярком освещении не виден, блистает лишь бриллиант.
Автором концепции общей экспозиции "Записок ювелира" в Выставочном зале ГИМ стал режиссер Василий Бархатов, неоднократно получавший награды за оперные постановки: в них он стремился обновить классику так, чтобы заинтересовать зрителя. То же, как нам кажется, происходит на этой выставке, где исторические артефакты из музейных коллекций соединяются с современными ювелирными фантазиями.
Это центр инсталляции в виде огромной половинки яйца. А может быть, целого колокола?