«В любви все должно быть гармонично!»
– считает Марина Борисовна Морозова, специалист по социальной работе Центра профилактики и борьбы со СПИД.
Романтика по-хантымансийски
Родилась наша героиня в советской Туркмении, где мама трудилась радистом в морском порту, а папа – сварщиком. Сама девочка мечтала стать учителем, училась на «отлично», преподаватели прочили ей успешное поступление на «иняз», но вместо этого она вслед за подружкой отправилась учиться… на воспитателя. Впрочем, сегодня об этом решении она ничуть не жалеет.
Некоторое время молодой специалист поработала в детском саду Ставрополя, а потом у нее случилась Любовь. После свадьбы мужа-офицера по распределению отправили служить в поселок Комсомольский Советского района, где некогда располагался 763-й истребительный авиационный полк. А через год его перевели в воинскую часть Ханты-Мансийска.
Сегодня о своих первых впечатлениях об окружной столице Марина Борисовна вспоминает со смехом, хотя тогда, пожалуй, они граничили с ужасом:
– Декабрь 1988-го года, я с семимесячной дочкой на руках еду из аэропорта в кабине «Урала» и спрашиваю у встречавшего нас водителя: а есть ли в квартире, которую нам выделили, ванная? Он задумался и ответил: про ванную не знаю, но во всяком случае туалет там точно есть – на улице… Когда увидела свою «квартиру» в бараке с печкой, хотелось развернуться и убежать обратно… в свой любимый Ставрополь.
Надо было как-то приспосабливаться к отсутствию мебели и элементарных предметов обихода, а потому приходилось вареники лепить на табуретке, заменявшей кухонный стол, а спать на панцирной кровати под солдатскими одеялами. Однажды, когда муж был на дежурстве, молодая женщина не смогла открыть входную дверь после сильной метели – пришлось стучать в стену соседям, которые пришли и расчистили сугроб.
– Но так уж мы были воспитаны, что жена за мужем – как нитка за иголкой, – пожимает плечами собеседница. – И ничего, выдержали, перетерпели, а через полгода нам уже дали квартиру в деревянной «двухэтажке». А еще нам очень повезло с друзьями, которые появились у нас на новом месте.
В поисках себя
На новом месте непросто оказалось найти работу, ведь здешнее педучилище поставляло «своих» специалистов. Поэтому поначалу пришлось пойти в детский сад в качестве помощника воспитателя.
– Мне всегда хотелось иметь высшее образование, а потому сначала я получила диплом руководителя дошкольного учреждения, затем – психолога, а в конце концов выучилась еще и на государственное и муниципальное управление, – перечисляет свои компетенции наша героиня.
Она пробовала себя в садике как воспитатель, преподаватель изо, психолог. В 2009 году ее пригласили поработать в городской департамент образования на должность главного специалиста. Но Марине Борисовне всегда хотелось творчества, а потому через три года она перешла в Музей геологии, нефти и газа, где занялась реализацией интересного проекта «Музей в чемодане».
На работу в Центр профилактики и борьбы со СПИД Морозову звали давно, и только на четвертый раз она все-таки согласилась…
Объять необъятное
Сложно перечислить все направления деятельности отдела, в котором наша героиня вместе со своими коллегами ведет разноплановую профилактическую работу. Специалисты Центра СПИД регулярно проводят встречи со старшеклассниками в образовательных учреждениях, выступают на родительских собраниях, выходят в трудовые коллективы и организуют экспресс-тестирование на ВИЧ на рабочих местах, проводят массовые профилактические мероприятия, занимаются обучением специалистов, педагогов, медработников и волонтеров, консультируют пациентов.
Все?
– Не-е-ет, – улыбается собеседница. – Есть еще «телефон доверия» и мобильный пункт тестирования на ВИЧ, с помощью которого мы регулярно разворачиваем в городе и автономном округе информационно-диагностические площадки, где любой гражданин конфиденциально и даже анонимно может сдать анализ на ВИЧ. А еще оказываем методическую помощь филиалам Центра СПИД и другим медицинским организациям, решаем множество организационных вопросов. Да и этим, пожалуй, круг задач не ограничивается.
Ушло в прошлое бытовавшее некогда утверждение, что СПИД является «чумой XX века». ВИЧ – это всего лишь хроническое заболевание, которое лечится, но не вылечивается до конца, и с которым человек может жить многие десятилетия – с помощью поддерживающей терапии:
– Победить мы его пока не можем, наша задача – не допустить новых заражений, а для этого надо постараться изменить менталитет населения, доказать, что легче оставаться здоровым, чем потом лечиться, – убеждена Морозова.
Про «это» надо говорить правильно
Совсем недавно заражение ВИЧ половым путем происходило чуть больше, чем в половине случаев, сейчас этот показатель достигает 80 процентов. Статистика говорит сама за себя, а потому именно вопросы профилактики, особенно среди молодежи, выходят на первый план.
– На самом деле половое воспитание в обществе начинается еще с роддома, с голубой или красной ленточки на пеленке, потом продолжается в ясельках, школе, на улице, а должно прежде всего – в семье, – считает наша героиня. – Родители обязаны предупреждать о последствиях и доходчиво объяснять детям, что может повлечь за собой незащищенный половой контакт. Папы должны объяснить сыновьям, как выбирать, хранить и пользоваться барьерными средствами защиты. А вот когда родители испытывают трудности в вопросах полового воспитания своих детей, то на помощь приходят специалисты.
По словам Марины Борисовны, современная молодежь стала более информированной, чем предшествующее поколение, жалко только, что у них уже нет представления о женитьбе один раз и на всю жизнь, и половое просвещение в их среде начинается очень рано:
– Однажды после профилактической беседы прозвучал упрек со стороны восьмиклассниц: «А почему вы к нам так поздно приходите? Надо было раньше!» Когда я говорю перед школьниками о «барьерном средстве защиты», то все они прекрасно понимают, о чем идет речь, и воспринимают это спокойно. Но современные подростки не хорошие или плохие, а просто иные, чем мы, и очень часто – недолюбленные. И именно мы, взрослые, виноваты в том, что они такие. Надо научить молодых людей принимать самих себя и окружающий мир, критичности мышления, а еще – уважению к партнеру и чувству ответственности.
Действительно, наши дети очень отличаются от нас, и внешне, и тем более внутренне. Они гораздо более свободны и раскрепощены, лишены прежних шор, пут и тормозов. Настолько лишены, что возникает вопрос: а как им объяснять, что такое хорошо и что такое плохо? Грозить пальчиком и говорить: «Ай-яй-яй, так делать низзя!»?
– Говорить можно сколько угодно, но это не повлияет на поведение, если такой парадигмы нет в системе жизненных ценностей. Человек только сам может изменить свое поведение, – твердо говорит собеседница. – Мы должны помочь молодежи сформировать мотивацию к безопасному поведению, объяснить, что близость – это не только физиология, что в любви все должно быть гармонично. И я замечаю, что у них постепенно «картинка мира» меняется в лучшую сторону, значит, и мы работаем не зря.
…И в завершение – немножко о любви
– …Однажды довелось долго общаться с мужчиной, обратившимся на «телефон доверия». Он признался в том, что в командировке у него произошла случайная связь, в результате которой он мог заразиться ВИЧ. Мужчина очень боялся, на протяжении года несколько раз сдавал тесты, пока не убедился, что все его подозрения беспочвенны. Зато это «приключение» на всю жизнь отбило у него желание искать любовь «на стороне».
– …Я люблю общаться с людьми, от молодых заряжаюсь энергией и позитивом, с людьми в возрасте беседуем по душам.
– …В свободное время люблю читать – например, Брэдбери или О. Генри, а еще – создавать картины из кожи и дарить их друзьям. Все близкие знают о моем увлечении и охотно дарят старые кожаные вещи – обувь, сумки и даже плащи. Люблю готовить, особенно печь торты.
– … С этим городом связана большая часть моей жизни и жизни нашей семьи – 35 лет. Ханты-Мансийск люблю, он напоминает мне маленькую Вену – такой же камерный, уютный, чистый и гостеприимный. И очень хочется, чтобы он оставался таким как можно дольше! И чтобы в нем жили в любви и достатке счастливые, заботящиеся о своем здоровье люди!
Человек, обучающий «детскому мату»