Психолог оценил «черную душу» «Черной пятницы»

Психолог, основатель Центра стратегического коучинга и психотерапии Дамиан Синайский прокомментировал исследование ВЦИОМ, что только 12 процентов россиян полагают, что в «Черную пятницу» продают товары с большой скидкой.

Ранее ВЦИОМ обнародовал данные опроса, что только 12 процентов наших сограждан считают, что в «Черную пятницу» товары продают с большой скидкой. Четверть респондентов – 25 процентов - думают, что найти товары со скидкой трудно, но можно. Еще 23 процента участников исследования сообщили, что цены - как в обычные дни, скидок нет, а 15процентов уверены, что цены в день распродаж даже выше, чем в обычные дни.

Стоит напомнить, что ежегодно в последнюю пятницу ноября часть магазинов проводят акцию «Черная пятница» - день значительных скидок и распродаж. В этом году акция пройдет 24 ноября.

Дамиан Синайский обратил внимание, что зависимость от скидок и распродаж присутствует у покупателей во всех странах: «Я читал, что знаменитый актер и мультимиллионер Леонардо Ди Каприо обожает скидочные карточки. Что касается нашей страны, падкость на деньги, пожалуй, имеет глубинную родовую травму, которая кроется в тотальной бедности наших родителей: революция, гражданская война, потом Великая Отечественная, экономика всеобщей уравниловки... И вдруг - капитализм, с его всеобщим потреблением и изобилием. Но бедность за одно поколение из души не вытравишь. А потому, когда с Запада, в красивой и яркой обертке пришла “Черная пятница” со скидками на товары до 70 процентов - мышеловка захлопнулась - бедность, халява, желание красивой жизни, скупость, жадность, синдром Плюшкина - все сошлось в одной точке».

Вместе с тем, как отметил собеседник «Свободной Прессы», торговые сети устраивают «Черные пятницы» с единственной целью - заработать большие деньги, увеличить денежный поток, продать устаревшие вещи, избавиться от накопившихся товаров, освободить склады для новых товаров, чтобы потом опять устраивать распродажи: «Устраивая бесконечно, как называют в Америке, “крысиные бега” они снова и снова зарабатывают на наивности покупателей. Для торговых сетей данный процесс бесконечен: деньги - все, забота и честность – ничто».

Продавцы научились гениально использовать для манипуляции «эффект привязки», или, по другому «эффект якоря» - наиболее известное и распространенное когнитивное искажение, влияющее на процесс мышления, пояснил психолог: «Например, человек планирует купить телевизор и потратить 40 тысяч рублей. Первый телевизор, который предлагают ему в магазине, или в выдаче поисковика, стоит 130 тысяч, что выглядит как слишком дорогой , а потому неподходящий вариант. Цена второй предложенной модели – 60 тысяч - на фоне первого варианта, данная цена уже не воспринимается как очень высокая. То есть, цена первого телевизора оказывается “якорем”, который служит точкой отсчета для дальнейших оценок “дорого-не дорого”, влияя на оценки. Таким образом, возникает “эффект привязки”, состоящий в том, что человек при принятии решения полагается на элемент информации, полученной первой, и все последующие данные оценит, соотнося их с первым элементом».

Эксперт уточнил, что существуют «три кита» на которых стоит обман покупателей: «Это плохая память покупателей, когда они не запоминают, сколько вещь стоила пару недель назад. В магазинах оставляют на ценнике действующую стоимость, но сверху надписывают цену повыше, перечеркивают ее и – вуаля! Второй фактор - проблемы с математикой у большинства покупателей, когда они не могут рассчитать точную сумму скидки. Например, 30 процентов от 10 тысяч рублей это три тысячи. Но по мнению продавцов – это полторы, максимум – две тысячи рублей. И третий аспект - трудность с самоконтролем, которую продавцы беззастенчиво эксплуатируют, придумав “красивое название” - импульсная покупка. Когда во всех СМИ и на ТВ ажиотаж, покупатели делают заказы, не обращая внимания на стоимость».

«Таким образом, надо быть слишком наивным, чтобы ждать скидок с целью экономии», - резюмировал Дамиан Синайский.