Войти в почту

Верховный суд подтвердил право мобилизованных россиян на альтернативную службу

Обновлено в 20:30

Верховный суд подтвердил право мобилизованных россиян на альтернативную службу
© BFM.RU

Россияне могут заменить службу в армии на альтернативную гражданскую при мобилизации. Такое решение принял Верховный суд. Он признал право мобилизованного из Ленинградской области на альтернативную службу. Правда, у этого конкретного кейса есть важный нюанс: до мобилизации мужчина проходил альтернативную службу вместо срочной. Тем не менее юристы называют это решение Верховного суда очень важным. Изначально проблема была в том, что право на альтернативную гражданскую службу закреплено в конституции и других законах. Однако военкоматы ссылаются на то, что в законе о мобилизации возможность выбора альтернативной службы не прописана. Житель Гатчины Павел Мушуманский — евангельский христианин. В 2019 году его призвали в армию, но из-за религиозных убеждений тот попросил об альтернативной гражданской службе (АГС). Призывная комиссия согласилась, и с 2019-го по 2021 год молодой человек служил в психоневрологическом интернате.

После объявления мобилизации в 2022 году Мушуманский получил повестку и снова попросил об АГС, но ему отказали и отправили в воинскую часть. Мужчина обратился в суд. Во всех инстанциях он выигрывал, но военкомат продолжал оспаривать эти решения. И так дело дошло до Верховного суда.

И там решили, что граждане, которые подлежат мобилизации, также имеют право замены военной службы на АГС, если их убеждения или вероисповедание не позволяют проходить военную службу. Однако право в России не прецедентное, продолжает военный юрист Артем Мугунянц:

Артем Мугунянц военный юрист «У нас, к сожалению, закон о мобилизации действительно не предусматривает альтернативную гражданскую службу, поэтому военкомат будет в каждом таком случае биться до конца, чтобы пытаться заставить человека отправиться в армию и исполнять свои воинские обязанности, а не заниматься альтернативной гражданской службой. Почему такое решение вдруг вынесено в пользу призывника? Тут суд взял, видимо, за основу то, что он и ранее не проходил военную службу, то есть у него четко сформировавшиеся убеждения были на момент мобилизации — он не принимал присягу, соответственно, не держал в руках оружия, и поэтому того, что его убеждения и вероисповедание противоречат несению военной службы, доказывать не надо».

Соответственно, тем, кто служил срочную службу, будет труднее доказать, что ношение оружия противоречит их убеждениям. С другой стороны, тут важны сроки. Возможно, с годами приоритеты поменялись. Сложнее будет доказать свой пацифизм и тем, кто не служил, но учился на военной кафедре. По словам юристов, это не ставит крест на их возможности получить право на замену мобилизации на альтернативную гражданскую службу, но процесс будет очень непростым. Чуть легче доказывать свои убеждения тем, кто не служил вовсе и к военной кафедре отношения не имел. Хотя и им придется постараться. И, разумеется, ни военкомат, ни суд не поверят, что гражданин резко стал пацифистом в день вручения повестки. Взгляды должны подкрепляться доказательствами, говорит юрист по воинскому учету Георгис Меликов:

Георгис Меликов юрист по воинскому учету «Например, для человека, который посещает церковь, это может быть справка от его священника, духовного наставника. Либо если он участвует в каких-то благотворительных фондах — тоже справка о том, что он уже десять лет этим занимается, а не начал заниматься тогда, когда пришла повестка».

Частичная мобилизация в России была объявлена президентом 21 сентября 2022 года. Отдельного указа о завершении частичной мобилизации не было, указ о ее объявлении продолжает действовать. Как утверждали в Кремле, это связано с тем, что документ предусматривает не только призыв, но и «другие мероприятия» и «функции, необходимые для министерства обороны».

Представители властей много раз заявляли, что новая волна мобилизации не планируется. В то же время в Совете Федерации обсуждают возможность ужесточения ответственности за уклонение от призыва во время мобилизации, а также за подстрекательство к уклонению.