Войти в почту

Модельер Игорь Дадиани рассказал, как через костюмы передать дух эпохи

Игорь Дадиани – один из самых известных модельеров России. Его показы собирают тысячи ценителей моды. На одном из показов Дадиани познакомился с режиссёром Светланой Дружининой, которая предложила ему работать вместе. Он создал тысячи костюмов для её фильмов «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII» и финальных серий «Гардемаринов». Нижегородским зрителям Игорь Дадиани также известен как художник-постановщик нескольких спектаклей в оперном театре. Он рассказал о том, как передать дух времени через костюмы. Раскрывая тайны – Игорь, ваш нижегородский спектакль «Коко Шанель: страницы жизни» открыл новую страницу в истории Нижегородского театра оперы и балета. До вас такого размаха в создании костюмов не было. Чем стал он для вас и какие воспоминания о нём остались до сих пор? – Я благодарен за это приглашение в театр, это был поистине царский подарок – я оторвался так, как хотел. Работа была очень интересной. Нужно было показать 60 лет творчества уникальной женщины. Встать на место Коко Шанель – большая честь для меня. Понять её мысли, чувства. Она жила в страшные годы, когда рушилась классика, и надо было создать новое и неповторимое. Она рискнула и выиграла.– А вот в другом нижегородском спектакле – «Так поступают все, или Школа влюблённых» – вы сделали костюмы вне времени. Что для вас главное для раскрытия характеров героев? – Характер – это поступок человека, за характером человека стоит его семья, воспитание, его дух, всё это вместе рождает поведение человека. Характер выписывается автором. Этот спектакль – лёгкая пародия на общество, в котором жил Моцарт.– Многие зрители открыли для себя ваше творчество благодаря фильмам Светланы Дружининой. Чем для вас стало это сотрудничество? – Мы встретились на серьёзном показе, а она, если ей что-то нравится, будет кричать, свистеть, она невероятный болельщик. А тут она кричала мне! И сама пришла, сказав, что хочет, чтобы я сделал ей костюмы для фильма «Тайны дворцовых переворотов». Я ждал год. Влез в эпоху, во все художественные и нехудожественные произведения, в темы, в предметы. И вот на Пасху раздаётся звонок, и она приглашает меня в костюмерную. Я захожу и на пороге обалдеваю. Она меня вталкивает в это помещение и говорит: «Учить ничему не буду, поймёшь, влюбишься, останешься». И вот уже больше 25 лет мы вместе, мы думаем вместе и каждое слово понимаем одинаково. Для меня это семья. У меня нет тайн перед ней, а у неё нет тайн от меня.– Для «Тайн» вы сделали точные копии коронационного платья императрицы Елизаветы и знаменитой большой императорской короны, чем поразили сотрудников музея и Карена Шахназарова… – Горжусь этими вещами! Я избалован интерьерами, потому что мы снимали практически во всех знаковых дворцах России, где можно гордиться и восстановленными вещами, и репликами. Елена Гагарина, директор музея «Московский Кремль», пустила нас снимать в Теремной дворец, где практически не бывает экскурсий, и удивилась этому платью: «Мало того что я разрешила вам корону, скипетр и державу взять, а вы ещё и платье?». Тут у меня гордость взыграла. Шахназаров тоже не поверил, что корону сделали мои ювелиры в Чебоксарах. Думал, что мы его корону взяли без спроса (смеётся). Правда гардемаринов – Целый месяц зрители обсуждают две финальные части фильма «Гардемарины» – «Мир» и «Война», для которых вы создали полторы тысячи эскизов. Насколько точно воплотили их в жизнь? – Всё делалось под моим контролем. Что-то делал мой модный дом, для чего-то я нанимал людей в пошивочные цеха. Это большой объём: нужно купить не 2 метра ткани, а 200! Одна форма гвардейцев чего стоит. Проблемы с фесками были – их невозможно было привезти из Турции. И я нашёл уникальную женщину, которая делала шляпы на показах Славы Зайцева, – Татьяну Семендяеву. И она их сделала! В Крым на съёмки я увёз кучу коробок, наполненных нашими турецкими фесками. Была проблема и с сапогами. Главные персонажи показаны крупным планом. Всё должно быть идеально – ноги, руки, кружева, волосы, треуголки, кафтаны-камзолы. Нас выручила потрясающая художница Галина Волкова, я давно ношу её обувь. А тут попросил для массовки сапоги. Это не просто сапоги, это ботфорты. И если подмётка видна, значит должны быть деревянные гвозди! Одним словом, от неё я уехал с сумками, полными сапог. Шёлковый платочек для Анны Иоанновны вручную вышивали гладью три месяца, чтобы, когда Инна Чурикова подносит его к лицу вытереть слёзы, мы видели только глаза и платочек – не купленный, а как будто из той эпохи.– Какое из платьев стало самым сложным? У императрицы действительно было такое лиловое платье с гербом на подоле? – Конечно! Фиолетовый – траурный цвет королей. И сегодня на панихидах священнослужители надевают сиреневый или фиолетовый цвета. А на официальной одежде государей обязательно присутствует герб. Либо очень много маленьких, либо один большой. У Анны Иоанновны, к примеру, герб был чёрный с серебром. Если вы будете в Зимнем дворце, там есть выставка царских платьев, посмотрите. В Павловске была огромная коллекция. И я маленький смотрел эти потрясающие витрины и помню всё до мельчайших подробностей. Исторический момент – Кто стал вашей любимой моделью в этом фильме? – Самой любимой не было. Очень сложно часами ждать своей сцены в историческом платье, так что отношения со всеми сложные. Но скандалов не было. Скажу одно: Миша Боярский – очень трогательный человек, не требующий к себе повышенного внимания. Никогда не скажет: принеси то, расшнуруй или застегни это. На съёмках было уважение друг к другу.– Сейчас в Сети пишут: одет не так, орден не тот… Не обидно такое слышать?– Меня невозможно обидеть. А людей, которые начинают рассуждать на эти темы, хочется послать… в музей Вооружённых сил. Там все ясно и чётко. Я предполагал, что такое будет. Рассуждают люди, несведущие в этих вопросах. Есть книги, есть консультанты… Для костюмов я специально красил шерсть в нужный оттенок прямо в рулонах. И только потом она шла в производство. Было бы побольше денег, ордена были бы не из папье-маше, а настоящие реплики. Но такой орден Александра Невского стоит 6000 рублей, а мой 300. С пуговицами вот возникла проблема – такое количество не обтянешь тканью, и мы просто задували их золотой краской. С костюмом Суворова была сложность, он не должен был выглядеть новым. И я состаривал костюм, часами выставляя его на солнце, чтобы были заломы и он выгорал. И я горжусь этим костюмом!Мы снимали войну, а не парад. Нужны потёки пота, засаленные руками бока, грязные рукава, полы на уровне бёдер тоже должны быть грязными. Ну вытер герой рукавом сопли, как без этого. Так что мы фактурили, вы не представляете как! Я ни в чём никого не буду убеждать. Если есть желание докопаться до истины, человек её найдёт. Все наши со Светланой Дружининой фильмы наполнены исторической правдой. А тех, кто ищет киноляпы, мне жаль. Время покажет, кто прав.

Модельер Игорь Дадиани рассказал, как через костюмы передать дух эпохи
© Нижегородская правда