Войти в почту

КМУ-2023: женщины, наука и все, везде и сразу

КМУ-2023: женщины, наука и все, везде и сразу
© Индикатор

Из-за небольшого количества женщин среди исследователей страна упускает ценные кадры, а сами исследовательницы страдают из-за неравной оплаты труда, «стеклянного потолка» и других проблем. На сессии «Женщины в науке без границ» III Конгресса молодых ученых зал был переполнен: около трети-четверти пришедших слушали дискуссию стоя. О том, как детские сады помогают защищать диссертации, можно ли совместить семью и карьеру, как относился к женщинам-лаборанткам Дмитрий Менделеев, откуда берется разрыв в зарплатах исследователей на аналогичных должностях, зачем девушкам нужно академическое наставничество, как в России поддерживают женщин в науке и что позволяет удержать в этой сфере как можно больше людей, читайте в нашем материале.

«Наука не делится на женскую и мужскую»

Первой слово взяла модератор Лилия Гумерова, председатель комитета СовФеда по науке, образованию и культуре, председатель Постоянной комиссии по науке и образованию Межпарламентской Ассамблеи государств СНГ. Она провела опрос и выяснила, что многие женщины в зале за год с аналогичной дискуссии на КМУ-2022 защитили кандидатскую или докторскую диссертацию, но мало кто в прошлый раз в этом обсуждении участвовал. Затем Лилия Гумерова пригласила слушательниц на Евразийский и Всероссийский женские форумы, где также с разных сторон рассматривается и гендерное равноправие в науке. По ее мнению, с количеством женщин в этой сфере все обстоит неплохо: «В ряде стран квотируется участие женщин в политике, в парламентах. У нас это не практикуется, но в российской науке 39% женщин-ученых. В мире средняя цифра — менее 30%».

«Наука не делится на женскую и мужскую, на фундаментальную и прикладную. Она делится на хорошую и плохую. Мы все за хороший результат», — присоединилась к этой позиции вице-президент Российского химического общества имени Д.И. Менделеева, исполняющая обязанности декана факультета фундаментальной физико-химической инженерии, МГУ имени М.В. Ломоносова Юлия Горбунова, которая тоже стала модератором дискуссии.

По мнению директора Федерального исследовательского центра Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова Елены Хлесткиной, современная наука делается огромными коллективами, поэтому в ситуации, где всех надо сплотить для достижения одной цели, женщины используют свое социальное преимущество — развитую чуткость и навыки коммуникации, проявляют заботу и выполняют объединяющую роль.

«Хотя комфортная численность ученых в лаборатории — 7-12 человек, есть коллективы и по 70 человек. Но вопрос не в количестве руководимых, а в результате, — считает Хлесткина. — Меня очень вдохновляет пример академика и селекционера Людмилы Беспаловой, которая руководила огромной лабораторией и создала научную школу. Сегодня 10% мирового урожая зерновых — это сорта, выведенные представителями ее научной школы. Она также придумала инновационный подход, называемой сортовой мозаикой».

«Чтобы найти свое место, необходимо иметь путеводную звезду»

Воодушевленная этим примером, Хлесткина и сама взялась за комплексный проект «Хлеба России» , который включает 10 крупных организаций и ученых из самых разных областей — от физиологии растений до биоинформатики. В таком объединении, по ее словам, все должны взаимодействовать как слаженный оркестр, а не просто как корзина разрозненных проектов. Тот же опыт пригождается и ее институту, имеющему 32 подразделения и 15 филиалов, которые все должны действовать сообща, а не вразнобой.

История Хлесткиной о выборе научного пути вслед за талантливыми предшественницами далеко не единственная. По словам выступающих, ряд крупных зарубежных компаний исследовали крупные незатратные механизмы, помогающие закрепить в науке молодежь. Самыми эффективными оказались наставничество и «доска почета», которые знакомы многим с советских времен.

О программе женского наставничества в науке рассказала Елена Ляпунцова, председатель координационного совета «Лиги преподавателей высшей школы», профессор кафедры инновационного предпринимательства МГТУ имени Н.Э. Баумана. По ее мнению, такие инициативы помогают не только увидеть успешных ученых и последовать их примеру, но и увидеть пути развития и карьерные траектории для себя. Базисом и основой академического наставничества она назвала способы и процессы социализации, понимание того, что общество и наука едины. Ляпунцова поблагодарила всех участниц проекта, назвав их девушками-подругами.

Коротко ее слова прокомментировала Лаура Эксузян, одна из участниц программы со 2 курса факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Она подтвердила, что среди девушек растет запрос на академическое наставничество. «Наука — это очень конкурентная среда. Чтобы найти свое место, необходимо иметь путеводную звезду» — прокомментировала она, добавив, что со стороны подопечной наставничество — это «своего рода искусство».

От детского сада — к научной степени

О равенстве возможностей для разных полов на примере СПбГУ высказалась Ирина Тимофеева, профессор института химии в этом университете. «Есть профессии, где больше процент мужчин, есть те, где больше женщин, но профессия ученого — это творческая деятельность, в чем-то похожая на искусство, и женщины в ней очень даже преуспели. В СПбГУ количественно мужчины почти равны женщинам. Среди кандидатов наук их почти поровну, женщин немного больше. Но вот среди докторов показатель отличается почти в два раза в пользу мужчин. Явный перекос связан с социальной ролью женщины. Материнство накладывает отпечаток на профессиональную деятельность, и это либо заставляет бросить карьеру, что очень грустно, либо на время исключает женщин из гонки достижений», — считает Тимофеева.

Однако в этой сфере уже происходят подвижки: некоторые научные фонды, поддерживая исследования материально, исключают из статистических данных, за которые приходится отчитываться, период декретного отпуска, поскольку человек на это время выпадает из грантового проекта. «Кроме того, важно, чтобы при институте были ясли или детский сад, чтобы женщина могла прийти проверить, покормить ребенка, если это необходимо», — подчеркнула Тимофеева.

Но когда Лилия Гумерова поинтересовалась, кому из слушательниц доступна такая роскошь, как гибкий график и ясли в шаговой доступности при институте или университете, только 2-3 человека подняли руки на каждый из этих вопросов. Эксперты подчеркнули, что для решения проблемы «нужно не просто это в резолюции закрепить, а дойти до каждого университета и института, составить с ними дорожную карту». Патронировать это направление могла бы Лига преподавателей высшей школы, которая три года лоббирует его.

Директор Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере Ирина Ильина по следам такой же секции в прошлом году собрала статистику о женщинах в науке и поделилась данными. Оказалось, что с 2015 по 2022 год количество женщин в науке (как число исследователей в целом) несколько сократилось, но среди докторов и кандидатов наук их стало немного больше, так что качество оставшихся кадров все-таки возросло.

Ильина подтвердила общий тренд сокращения количества исследователей, добавив, что женщин оно больше всего заметно в сельскохозяйственных и технических науках. При этом зарплата растет, но для мужчин средний ее уровень — 115 тысяч рублей в месяц, тогда как для женщин — всего 78 тысяч. Частично это происходит из-за доплаты за степень, так как среди мужчин выше процент докторов наук. Среди российских ректоров женщин всего 19,5%, директора институтов и заместители по научной работе 16,2%. В среднем на федеральный округ приходится 10-12 человек женщин-руководительниц в научной сфере. Согласно опросу «Взгляд женщин», на защиту диссертаций чаще всего мешают выйти недостаточная мотивация, карьерные перспективы в другой сфере и снижение интереса к науке в процессе работы. Поэтому в России необходимы материальные и нематериальные стимулирующие меры.

«Нужно повышать стипендии аспирантов до минимального уровня оплаты труда, чтобы руководитель был заинтересован довести молодого ученого до защиты. Необходима грантовая поддержка научных результатов, привлечение бизнес-партнеров. Судя по результатам нашего опроса, высокотехнологичный сектор в большинстве своем не готов к притоку кадров с научными степенями. Это парадоксально, ведь такой приток мог бы решить вопрос с новыми технологиями и помочь Стратегии научно-технологического развития», — пояснила она.

«Все гениальное просто, — согласилась с выступающими Лилия Гумерова. — Надо стучаться во все кабинеты, принимать правильные управленческие решения».

«Женщины-ученые — признанная мягкая сила в мире»

Популяризация науки, по мнению Юлии Горбуновой, тоже помогает исправить гендерный перекос. Поскольку ученые работают на деньги налогоплательщиков, во-первых, должны показывать, что делают, а во-вторых, показывать красивый образ ученого, чтобы мотивировать молодежь идти в науку — и девушек в том числе. Раньше на рекламных щитах в городах она никогда не видела исследователей: обычно там появлялись блогеры, артисты или спортсмены. Теперь благодаря проекту Десятилетия науки можно встретить плакат с коллегой, который в соседней лаборатории получает научный продукт.

Глава российского отделения Международной организации «Женщины атомной отрасли» Евгения Еньшина, основательница премии «Колба», добавила, что считает образ современного ученого и создание его личного бренда «задачей национального масштаба». «Об ученых нужно говорить как можно чаще и как можно больше, объяснять, чем они вдохновлялись в выборе карьеры, — уверена она. — Это укрепляет доверие к науке, повышает узнаваемость, позволяет привлечь новых сотрудников, сформировать крепкие горизонтальные и вертикальные связи. Женщины-ученые — признанная мягкая сила в мире. Женская менторская поддержка помогает формированию и воспитание будущих поколений исследователей».

Свои взгляды она подтверждает и на деле: помимо основанной премии «Колба», которую выдают исследовательницам за их достижения (в конкурсе уже поучаствовали жительницы 60 городов из 4 стран СНГ — и все это с нулевыми вложениями в рекламу, так как пресс-релизы сразу же подхватили СМИ и растиражировали вузы и институты РАН) Евгения Еньшина больше двух лет назад создала единый мультимедийный портал о современных женщинах-ученых. Теперь у портала нет отбоя от желающих стать примером для новых поколений девочек и девушек. Запрос идет от самого научного сообщества: бот в день собирает 30 заявок от исследовательниц, которые стремятся рассказать о своей работе. Также команда Еньшиной сотрудничает с сайтами университетов, где публикуются интервью и колонки женщин-ученых. Подготовкой текстов занимаются студенты с журфаков и филфаков, чтоб эти интервью засчитывались им в диплом. Интервью дублируют в нескольких СМИ и в печатном альманахе, английская версия которого распространяется в 34 странах. Свои инструменты Евгения Еньшина хотела бы распространить и в других регионах.

От сложного прошлого — к будущему счастью

Директор малого технологического университета Белгородского государственного технологического университета имени В.Г. Шухова Наталья Алтынник сделала доклад по истории вопроса. По ее словам, за исключением редких случаев, женщины начали приходить в науку в XX веке. Это были ученые-любительницы из аристократических кругов, которые могли спонсировать исследования или становиться лаборантками. Для женщин победнее даже с прекрасным образованием были доступны весьма скромные должности — вроде земской учительницы с зарплатой в десять рублей. Неудивительно, что и научные награды дамы получали редко. Нобелевскую премию за все время с 1901 года получили 64 женщины, при этом Мария Склодовская-Кюри была награждена дважды.

Но в сравнении с общим числом лауреатов, которое перевалило за 950, это очень мало. В XX веке ситуация начала улучшаться: в СССР в 1955 году женщин было 59 тысяч, а к 1985 году — порядка 600 тысяч человек. Сегодня женщины получают премии гораздо чаще — например, Премию президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых и Государственную премию в области науки и технологий каждый год получают несколько лауреатов.

Говоря об истории женщин в науке, Юлия Горбунова напомнила, что еще Менделеев открыл первые женские курсы, организовал их и договорился с надзирающими органами, чтобы женщинам разрешили работать в лаборатории. А мужчинам-ученым сказал: «Вы, пожалуйста, не протестуйте! Когда женщина придет в лабораторию, у нас станет чище, а вы будете меньше сквернословить».

По словам Алтынник, сегодня есть два противоположных мнения: первое — что женщина должна быть слабой, чтобы мужчина чувствовал себя защитником и добытчиком, и второе — что женщина должна быть сильной и успешной во всем и сразу. Однако у каждого человека (не только у женщин) может быть множество социальных ролей, и приоритетах должно быть то, что делает нас счастливыми. Сегодня женщина по закону не может получать пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, одновременно работая. Если бы она могла делать и то, и другое, ей легче было бы растить детей и продолжать научную деятельность. В некоторых регионах также есть мощные инструменты поддержки (их можно найти, например, в специальном сервисе на Science-ID) — в том числе выплаты 500 тысяч за защиту кандидатской и миллион — за защиту докторской в ЯНАО. Такие меры и комфортные условия труда тоже привлекают женщин в науку.

«Женщина должна быть счастливой, а больше никому ничего не должна. Когда она будет счастливой, то она сможет все, что захочет, будь то стать успешной исследовательницей, любимой мамой и женой и просто красавицей», — подытожила Лилия Гумерова. И действительно, новые меры поддержки должны давать женщинам возможность не просто делать ставку только на одну из социальных ролей, а продолжать работать в науке, не отказываясь от всего остального.