Ольга Михайлова: Город комплексно помогает людям с инвалидностью
Как восстановиться и наладить свою жизнь после того, как серьезно пострадал в ДТП? Что поможет ребенку с особенностями здоровья развиваться, учиться и становиться самостоятельным? Ответы на эти вопросы знают в Московском городском центре реабилитации, где используется уникальная методика для восстановления людей с инвалидностью. Об успешных столичных практиках и скором распространении их на весь город «Вечерняя Москва» поговорила с директором центра Ольгой Михайловой.
— Обычно под реабилитацией подразумевают исключительно восстановление здоровья человека. А что вы вкладываете в это понятие?
— Для нас важны все стороны жизни человека. Действуя в тесном контакте с больницами, поликлиниками и другими медицинскими организациями, наш центр нацелен на общее улучшение качества жизни реабилитируемого и поддержку его семьи. Мы помогаем человеку максимально вернуть утраченные функции и делаем так, чтобы он выстроил доверительные отношения с близкими, стремился к самостоятельности в быту, вернулся к учебе, интересно проводил время вне дома. Это называется комплексной реабилитацией. В 2011 году, когда центр только создавался, перед нами ставилась именно такая задача. У наших подопечных, и у взрослых, и у детей, положительный эффект отмечается в 75 случаях из 100 — это очень высокий показатель. Недавно мы вели трехлетнюю девочку. У ребенка практически не действовала правая сторона тела и обе ноги. Через полторы недели занятий малышка встала, начала ходить с поручнем. Потом научилась пользоваться ножницами и клеить, сделала для мамы открытку на День матери. После курса логомассажа и занятий с логопедом у ребенка в речи появились новые слова, исчезла зажатость в общении. Для девочки и ее родных подобные результаты — огромное достижение.
— В чем секрет успешности вашего центра?
— Их три: проактивный подход, глубокая диагностика качества жизни конкретного человека и его семьи, а также совместная работа мультидисциплинарной команды профессионалов. Мы стремимся начать реабилитацию как можно раньше, когда у человека только появились серьезные проблемы со здоровьем. Например, он пережил инсульт или попал в ДТП с серьезными последствиями. Мы не ждем, когда москвичи обратятся в центр, а сами на них выходим. Для этого держим постоянную связь с координационным центром медицинской реабилитации городского Департамента здравоохранения. Туда из поликлиник и больниц стекается вся актуальная информация о здоровье москвичей. Когда понимаем, что человеку с инвалидностью может потребоваться помощь, рассказываем ему или его родным обо всех доступных видах поддержки, в том числе у нас центре, а также в районных отделениях реабилитации. Кстати, с 2024 года эти отделения, которые раньше действовали в составе территориальных центров соцобслуживания, станут филиалами нашего центра, это очень значительные перемены.
— А что дадут эти изменения жителям нашего города?
— В нашем центре применяются передовые и эффективные методики, есть свои научные разработки, система обучения персонала. Присоединение районных отделений — это ответ на запрос самих москвичей, которые хотят получать более качественные и доступные услуги комплексной реабилитации. Это важно для людей с ограниченными возможностями здоровья. Именно поэтому было решено распространить накопленный нами опыт на весь город. Прежде отделения полагались только на свои собственные ресурсы и штат специалистов. Скоро все филиалы будут работать не сами по себе, а по единому высокому стандарту, унифицированным правилам и в связке со всей реабилитационной инфраструктурой города. Мы внедрим единое управление и лучшие бизнес-практики, проведём аудит помещений, чтобы понять, где необходим ремонт или дополнительные инклюзивные решения. Посмотрим на укомплектованность специалистами, проверим, где и какое новое оборудование требуется. В результате таких преобразований реабилитационная помощь в городе выйдет на новый уровень.
От хоккея до индустрии красоты: как столица поддерживает москвичей с особенностями здоровья
— Вот Вы упомянули глубокую диагностику, зачем она нужна?
— Первое, что мы выясняем, какие у человека есть проблемы со здоровьем и связанным с этим риски. Оцениваем нарушения функций, которые мешают полноценно жить. Например, проводим анализ опорно-двигательного аппарата человека на оборудовании, разработанном в Центре авиакосмической медицины (ЦАМ) для оценки здоровья космонавтов. Совместно с ЦАМ мы создали специальную методику и получили на нее патент. Подробный анализ позволяет составить индивидуальный «маршрут реабилитации» и детально расписать каждый этап восстановления.
Когда маршрут построен, формируем мультидисциплинарную бригаду. Ее состав напрямую зависит от поставленных задач. Если человеку необходима помощь, например, логопеда, психолога или юриста, обязательно привлекаем их. На финише каждого курса проводим контрольную диагностику. Сам маршрут всегда разный. Так, человека, который не может встать с постели из-за тяжелого состояния, мы обучаем навыкам самообслуживания. Если состояние не тяжелое, учим вставать, фиксировать позу, а в дальнейшем — ходить или пользоваться инвалидной коляской.
У нас в центре есть кабинет, имитирующий обычную московскую квартиру. Большинство реабилитируемых живут именно в таких, с узкими дверными проемами, тесными коридорами и небольшими санузлами. Поэтому наша задача — рассказать, как пользоваться высокими шкафами, без посторонней помощи пользоваться ванной или пересаживаться из коляски на диван. Здесь же занимаемся с людьми с ментальными нарушениями, которые могут действовать самостоятельно, к примеру, пользоваться кухонной плитой, но боятся это делать.
В столичном образовательном учреждении научат навыкам альтернативной коммуникации
— Вы курируете подопечных и после того, как они прошли необходимый курс?
— Мы первые в России разработали реабилитационный менеджмент. Сопровождающий человека реабилитационный менеджер ежемесячно отслеживает, в каких вопросах человеку и его семье нужна помощь. Поясню: речь идет о решении проблем, связанных именно с инвалидностью. Допустим, человек получил такую травму, что сможет в дальнейшем передвигаться только на коляске. В этом случае мы договариваемся о том, чтобы у него в подъезде установили электроподъемник, обучаем его навыкам самостоятельности в быту, тем самым снижая нагрузку на его близких. Есть множество практик, которые позволяют решать житейские задачи наиболее рациональным способом. Да, здоровье не всегда можно полностью восстановить, но сделать жизнь удобнее — вполне выполнимая задача.