В Москве открылась выставка снимков Евгения Халдея. Их привезли из донецкого музея, который после регулярных обстрелов стоит без окон
"Фотосет" трактористки Ангелиной из Старобешево, стройка шахты в Артемовске, металлурги на "Азовстали" и мирный Донецк. Все эти и многие другие снимки сейчас можно увидеть в столичном Музее архитектуры имени Щусева, где открылась выставка фотографий Евгения Халдея.
Халдей - автор всемирно известных фотографий, как 22 июня 1941-го москвичи на улице слушают объявление о начале войны и как наши солдаты устанавливают "Знамя Победы" над рейхстагом 2 мая 1945-го.
Халдей родом из Донецка. Точнее, из Юзовки, как город назывался до революции. На снимках Евгения Халдея - на самом деле он Ефим, или Фима, как звали его близкие - Донецк рубежа 1950-х - 1960-х. Чистый и светлый. Вот парк имени Щербакова. Народищу-то! А вот футбол на стадионе "Шахтер". И снова толпы - не только на трибунах, но и на терриконе.
Евгений Ананьевич на всю жизнь сохранил любовь к родному городу. Городу, где его жизнь могла оборваться в самом начале. В 1918-м бандиты пришли в дом Халдеев, ранили отца, застрелили мать. И маленький Фима был ранен, но чудом выжил.
Отца с сестрами фашисты расстреляли в 1942-м - их как евреев выдал оккупантам кто-то из соседей.
А Халдей все равно любил свой город и земляков. Иначе не были бы его работы такими.
Вот подборка снимков знаменитой ударницы-трактористки Прасковьи Ангелиной из Старобешево, что близ Мариуполя, точнее Жданова, как город назывался с 1948-го. Волевая женщина на фоне трактора уверенно стоит на дородном донбасском черноземе. Вот крупный план, вот снимок в полный рост… Сейчас бы это назвали фотосетом.
Серия снимков трактористки-ударницы Прасковьи Ангелиной. Фото: Артем Локалов
Снимки постановочные, но у Халдея они не выглядят такими. Герои на фото - живые, настоящие. Как и их автор - так вспоминают о фотографе те, кто общался с Халдеем и учился у него.
Это фирменный стиль мастера. Герои на снимках и 1950-х, и 1960-х, и 1970-х - обычные люди. Люди дела. Вот они принимают молоко в одном из коровников Селидовского района, вот сосредоточены у пункта управления ГРЭС в Славянске, вот на стройке соляной шахты в Артемовске, вот в цехах завода "Азовсталь". Названия все хорошо знакомые. По сводкам с фронта…
Донецк десять лет на линии огня.
- Музей сейчас поврежден, он восстанавливается. Не так быстро как хотелось бы, но дело в том, что мы находимся в одном из самых обстреливаемых районов города, - рассказала корреспонденту "Родины" генеральный директор Донецкого республиканского краеведческого музея Марина Максимчук. - Сейчас музей почти без окон, но контур закрыт и мы уже полтора месяца принимаем посетителей. Организованные группы пока к нам не приходят, но семьи уже бывают. Папа, мама, ребенок - культурный отдых! Также приходят военнослужащие, у которых увольнительная. Мы стараемся сделать так, чтобы им было интересно, чтобы в их жизни была не только война.
Футбол на стадионе "Шахтер" на снимке Евгения Халдея. Фото: Артем Локалов
В ночь на 1 января этого года снаряд, пущенный с украинской территории, повредил зал природы. Он же был разбомблен и в 2014-м, тогда зал восстанавливали всем миром…
- К счастью, в этот раз не пострадали люди. И экспонаты почти все целы. Досталось только чучелу кабана, - говорит Максимчук.
Очень важно, что хранителям Донецкого музея удалось сберечь в целости фонды, где находились и снимки Евгения Халдея, который сам отбирал их и передал музею в 1980-м. Обсуждать идею с выставкой в Москве - она тоже получила название "Выбор Халдея" - начали в начале года и к декабрю проект удалось осуществить, добавив к донецкой коллекции снимки из собрания Музея архитектуры и фотохроники ТАСС.
Анна Халдей на выставке работ своего отца. Фото: Артем Локалов
И снимок самого Евгения Халдея на афишу поместили в военной форме. Этот кадр сделан во время Нюрнбергского процесса, где судили нацистских преступников. Там он делал их снимки и Герману Герингу не понравилось, что советский фотограф запечатлел, как он ест - нацистам давали фасоль и пару галет. Один из главных соратников Гитлера принялся кричать на Халдея…
- Американский солдат, который охранял преступников, спросил отца, в чем дело. И услышав объяснения, ударил Геринга по шее, - рассказала на открытии выставки дочь Евгения Халдея Анна. - Уже на самом процессе знаменитый фотограф Роберт Капа, который с отцом был прекрасно знаком, предложил ему встать ближе к скамье подсудимых - чтобы сделать лучшие кадры. Но Геринг, узнав советского фотографа, из-за которого получил по шее, закрыл лицо руками. Отомстил…
Вскоре один из главных нацистов покончил с собой.