Прошлые жизни и диагноз по аватарке: как психология стала частью инфобизнеса и что с этим делать

Психология захватила Рунет: число специалистов в соцсетях растет, об осознанности слышно из каждого утюга, онлайн-агрегаторы как будто уже не способны вместить такое количество психологов. Это при том, что еще десять лет назад мы стыдились говорить о ментальном здоровье и навещать «мозгоправов». Неудивительно, что сферу быстро оккупировал инфобизнес, в народе — инфоцыгане. Проследим историю их появления и развития в этой профессии.

Прошлые жизни и диагноз по аватарке: как психология стала частью инфобизнеса и что с этим делать
© Super.ru

Инфоцыгане-психологи в прошлом

Началось все с Елены Блиновской. Сама она себя психологом не называла — предпочитала емкое «фея». На своих «Марафонах желаний» Елена учила девушек (преимущественно) управлять желаниями на манер «Трансерфинга реальности» Вадима Зеланда. В ход шли незамысловатые упражнения: написать мечты на бумаге, избавиться от 60 вещей, чтобы очистить окружающее пространство, загадывать желания корректно — без частицы «не» (Вселенная нюансы не различает).

Откуда у Елены была такая психологическая проницательность, остается лишь гадать. Известно, что Блиновская окончила Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова, а до становления властительницей дум работала бухгалтером. В конце концов под давлением общественности окончила программу профессиональной переподготовки «Практическая психология личности в сфере межличностного общения и бизнеса» в МГУ в 2020 году. Маховик «Марафона желаний» тогда был уже давно запущен.

Успех Блиновской пытались повторить, но удалось немногим. В какой-то момент свет увидел «Марафон чудес» (не путать с «Марафоном желаний») гештальт-терапевта Марии Бразговской. Интернет о ее профильном образовании молчит, известно только, что Мария окончила Санкт-Петербургский институт гештальта, который осуществляет обучение по дополнительным профессиональным программам.

На сайте «Марафона» успешный успех не сбивает с ног, как это обычно бывает. Однако качеству продукта, судя по отзывам на сервисе «Отзовик», это не помогло. «Все то же самое, что можно услышать в прямых эфирах, плюс техники НЛП, которые есть в бесплатном доступе. Медитации вообще отдельная тема, люди с мозгами сразу поймут, что их развели», — пишет пользовательница YanaRomashka. «Лишает иллюзий, наглядно иллюстрируя фразу "не сотвори себе кумира"», — резюмирует Любовь Русских. И многозначительно добавляет: «Злодейство носит много масок, и самая опасная — маска добродетели».

Мария проводит и личные консультации, ценник которых намного выше стоимости марафонов. Другой коммерческий проект — чета Валерия и Ксении Секиро. Когда-то супруги продавали курсы по обучению удаленной работе. Потом разделились по гендерному признаку: теперь Валерий — лицо курса «Инвестиции с нуля», Ксения же открыла свою «Мастерскую изобилия» — только для женщин. «Выход из финансового и душевного кризиса. От нехватки денег, отсутствия энергии к изобилию во всех сферах жизни», — анонсирован курс в Телеграме.

Конечно, без элементов психологии не обходится ни один достойный инфопродукт. Ведь успех — это в первую очередь стиль мышления. Однако время идет, и на смену волшебным «марафонщикам» приходят мастера новой формации. И если в «Марафонах» психология была служанкой успехотерапии, тут наконец отвоевала заслуженное.

Психологи-инфоцыгане сейчас: родовая память и диагнозы по аватарке

Юлия Ивлиева возникла, казалось бы, из ниоткуда — и сразу с масштабным духовным тренингом на большой площадке. Речь об авторском шоу «Метод». В его застенках происходит странное: экзальтированные женщины на сцене читают как заклинание: «Я признаю и понимаю все те свои реинкарнации, когда я была русалкой, и я даю этому место», «Я признаю и принимаю сценарии, когда я была Медузой Горгоной», «Я принимаю сценарии, когда я была Жанной д’Арк». Курирует процесс сама Ивлиева.

Юлия не только психолог, все гораздо глобальнее. В одном из видео на ютуб-канале она рассказывает о своем методе легализации правды и уточняет, как он у нее «проявился». Сначала Юлия, еще не будучи популярной, долго ходила по специалистам и в процессе сформулировала «базовые законы мироздания». «Первое, о чем я рассказывала клиентам, — это философия мироустройства. Весь мир — это программы, которые находятся не в слое реальности и не в слое жизни вообще», — интригующе представляет находку Ивлиева.

Дальше речь о том, что мы уже слышали, — родовой памяти. Если твой предок определенным образом себя вел, то и ты будешь — это называется «на роду написано». Винегрет довершает технофобия: Юлия заявляет, что техника — это инопланетная энергия. Путем же обретения памяти о своих прошлых воплощениях клиент может проработать травмы. Часто это происходит прямо под камерами «Метода» — оттуда и Жанна д’Арк.

В своем канале Ивлиева делится наблюдениями: например, ставит диагнозы по аватарке. «Фото с подсолнухом, если рассматривать символизм астрологии, означает отношения с отцом. На другой фотографии "солнечный" цвет волос. Отношения с отцом определяют дальнейшие сценарии с мужчинами. Когда с отцом много сценариев, то и с мужчинами непросто», — выносит вердикт Юлия. А в личном курсе психолог предлагает рассмотреть, как мир «устроен по уровням» — от родовой системы до вселенского и инопланетных слоев.

Чем бы подписчики не тешились, лишь бы скупали продукт. Здесь возникает проблема: женщины в комментариях — актуальные или потенциальные покупательницы Юлии — сетуют, что не знают, откуда брать на него деньги. Некоторые жертвуют последним и берут рассрочки, более инициативные идут, как они сами признаются, работать в такси. Все бы ничего, однако не нужно регрессировать в прошлую жизнь, чтобы заподозрить: навыки диагностики по фотографиям на аватарке едва ли стоят денег.

Психологи-инфоцыгане сейчас: битва полов

Но родовая память не последний писк моды среди инфобизнесменов. Другая вечно актуальная тема — отношения. Причем не с набившей оскомину «экологией» и даже не на уровне мудростей поп-психологов а-ля «не хочешь — не делай». Гуру психологии Максим Вердикт заходит с неожиданной стороны: в пику участившимся разговорам о парнях-абьюзерах пишет ролики про женщин-нарциссов, «виноватящих» мужчин, и рассказывает, как «занизить чувство значимости» у дамы, которая с вами рассталась.

К такому взгляду на отношения Максим пришел по-своему: по признанию в его видеовизитке, через чтение форумов. Все началось с расставания с девушкой: Вердикт пытался прожить боль с помощью психологической литературы, но не нашел там глубины. И решил подвергнуть ревизии психологию: «Я решил взять все свои гипотезы и бросить их о твердую поверхность реальности. С конца 2011 года я начал проверять каждую свою гипотезу на состоятельность и применимость в жизни. В ход пошли Badoo, LovePlanet, Фотострана».

Ухабистая дорога вывела Максима к продаже курсов. Теперь он монетизирует мудрость: мастер-класс на 2,5 часа на тему «Где найти хорошую девушку» обойдется желающему поправить свою личную жизнь в 5 тысяч рублей. «Первая встреча после игнора. Как себя вести?» 30 минут — 1,5 тысячи рублей, «Куда ушла жена с детьми? Дистанцирование» 45 минут — почти 4 тысячи рублей. Это работает: на ютуб-канале Вердикта миллион подписчиков, по всему Рунету можно встретить адептов учения.

Инициативу перехватывает психолог Анна Теодорович, которая работает с мужской аудиторией. Представления переворачиваются с ног на голову: Анна убеждена, что женщины называют абьюзерами любого «не слишком удобного» мужчину, переставшего «плясать под женскую дудку». Поэтому рекомендует заранее дистанцироваться от позитивного образа — начать, например, изменять. Отношения же вне противопоставления «абьюзер – жертва» отбрасываются за ненадобностью.

В мире, где кошмары становятся явью, а черное — белым, сойти с ума немудрено. Однако мы рассчитываем, что нас эта участь минует. Ну а если душевное равновесие достигается регрессами в триллион прошлых жизней и деструктивным поведением, нам оно не нужно — остаемся жить в своем уютном, почти плюшевом безумии.