За 20 лет русская женщина из Ташкента так и не смогла доказать чиновникам свое право на гражданство
Тольяттинский Центр временного содержания иностранных граждан гудит как улей. Народ тут разный. Не только по национальности, но и по совершению противоправных нарушений. Наряду с законопослушными постояльцами, есть и недавно вышедшие из тюрьмы, и хулиганы, и мошенники. А Елену Мальцеву сюда определили как человека, у которой "отсутствует лояльность к правопорядку" (дословная фраза из постановления суда - Прим. ред.), которая заключалось в отсутствие регистрации.
...Она выбрала уголок в комнате, словно подыскивая защиту. Не суетлива, ведет себя спокойно и даже как бы умиротворенно, как человек, знающий наперед, что будет с ним дальше, и не имеющий больше сил что-либо изменить.
Она делит свои годы пополам: на жизнь в Узбекистане и в России. В "солнечной республике СССР" она прожила без малого 40 лет. Там родилась, провела детство, вышла замуж, родила двух мальчишек… А на родине своих родителей она уже больше двадцати лет.
"А почему так?" - интересуюсь у нее. "Да все просто, - объясняет она без эмоций. - В Ташкенте жила и знала, что за спиной Россия, о которой мне постоянно говорили родители, верила в нее как в Бога: случись что - она защитница и помощница. А вот сейчас, когда живу в России - чувствую себя круглой сиротой"…
Она с неохотой говорит о жизни в Ташкенте, и тем более о последних десятилетиях. Родители Елены Мальцевой эвакуировались во время Великой Отечественной войны из РСФСР в Узбекскую ССР, а после Победы решили осесть в Ташкенте. В 1966 году у них родилась Лена. Однако после распада СССР многие русские и русскоязычные стали уезжать из Узбекистана в Россию. Отца уже не стало, и Елена с двумя детьми и матерью Верой Федоровной решили в 2002 году покинуть обжитые края и вернуться на Родину.
Сначала все складывалось удачно. Купили дом в Ульяновской области. 19 августа 2004 года сдали в полном объеме документы на выдачу разрешения на временное проживание.
И вот тут-то их поджидал неожиданный удар, который, по словам Елены, "искалечил их жизнь". Начальница паспортно-визового отдела Николаевского района Ульяновской области Е.М. Лешина документы их благополучно потеряла. С "недобосовестной" работницы все как с гуся вода. А вот Елена и ее мама угодили в жернова бюрократической машины, которая раскручивалась как снежный ком.
По факту у Елены остался только узбекский паспорт и копия свидетельства о рождении, в котором написано, что мать и отец ее русские. Но юридической силы копия не имеет. И докажи, что ты не верблюд...
Восстановить свидетельство о рождении Елена Мальцева пыталась через ЗАГС в Узбекистане, но в ведомстве ей отказали. Мотаться на родину, чтобы восстановить документы, не было ни сил, ни возможностей: мама болела, да и денег на перелеты взять неоткуда. Сыновья - тоже будучи в официальном статусе мигранта вынуждены были разъехаться по городам в поисках работы и лучшей жизни.
Но совсем плохо стало, когда у узбекского паспорта Елены закончился срок действия. Без него она не могла даже встать на миграционный учет.
Попробовала Елена получить новый узбекский паспорт через генконсульство Узбекистана в Казани. Но там отказали, объяснив, что поскольку женщина уехала на постоянное место жительство в Россию, то для получения нового паспорта она сначала должна вернуться в Узбекистан, встать на регистрационный учет по месту жительства, и только потом получить новый паспорт. Но там у нее нет ни жилья, ни родственников. Да и как без документов женщина может поехать за границу?
В августе 2023 года в Генконсульстве Узбекистана в Казани у Елены наконец-то приняли заявление о выходе из гражданства Узбекистана в связи с его утратой. Но заявление рассматривается Президентом Узбекистана и срок рассмотрения может затянуться до двух и более лет.
В отчаянии Елена просит полицию установить ее личность. И Главное управление МВД по Самарской области после изучения материалов подтверждает, что она- дочь Веры Мальцевой, гражданки РФ. "С мамой было проще добиться справедливости, она уроженка России", - замечает Елена. В результате многолетних судов, поисках подтверждающих документов в архивах мать Елены все-таки сможет получить сначала вид на жительство, а затем и выстраданное гражданство России.
А вот Елена Мальцева в итоге двацатилетнего хождения, как она скажет "по кругу надежды и отчаяния" оказалась в Центре временного содержания иностранных граждан...В конце ноября ее задержали за нарушение режима пребывания на территории РФ. Судья Центрального района Тольятти Багрова решила Елену оштрафовать на 2000 рублей и депортировать.
Мальцева подал апелляцию на постановление тольяттинского районного суда, сейчас идет разбирательство в областном. Но пока суд да дело, далекий Ташкент, судя по разговору, где нет ни одной родной души, уже не кажется ей ни теплым, ни дружелюбным, да и Тольятти, признаться, тоже...
Комментарий
Владимир Жежера, юрист:
- Подобные ситуации как в Самарской области, так и по всей стране, не единичны. По крайней мере, в месяц к нам за юридической помощью обращаются три-четыре человека по обстоятельствам, идентичным тем, которые произошли с Еленой Мальцевой. И это происходит на фоне того, что бизнес, от малого до великого, испытывает настоящий кадровый голод именно в квалифицированных, ментально и культурно идентичных нам работниках. Но благодаря недобросовестности отдельных работников в структуре органов миграции, несовершенству положений законодательства и, особенно, - правоприменительной практике, эти люди фактически выкинуты не только на обочину полноценной жизни, но и вычеркнуты из легального рынка труда.
Конституционный суд РФ разъяснял в определении от 12 марта 2021 года, что "административное выдворение должно использоваться судами как крайняя исключительная мера, преследующая социально значимую цель". То есть, человек должен представлять социальную опасность для общества, а его пребывание должно ставить под угрозу жизнь и безопасность людей. Также Конституционный суд разъяснял, что выдворение - это не обязательная мера, и нужно учитывать все обстоятельства дела.
Поэтому в целях совершенствования правоприменительной практики судебной системой Российской Федерации, крайне необходимо разъяснения как Конституционного, так и Верховного суда РФ о том, как следует применять нормы ст18.8 КоАП РФ (Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания). Также требуется уточнить исчерпывающий перечень как условий для выдворения иностранного гражданина с территории РФ, так и четко и однозначно разъяснить судам, какие обстоятельства следует считать смягчающими, а какие - отягчающими, для применения этой меры.Какое страшное преступление или социально-опасное деяние, спрашивается, совершила Елена Мальцева? Ее вина лишь в том, что она вследствие халатности сотрудников паспортно-визового отдела не смогла продлить в установленном порядке миграционный учет, а узбекский паспорт оказался просрочен.
В случае, если Самарский областной суд при рассмотрении апелляционной жалобы Елены примет решение отменить административной выдворение с территории РФ, то она сможет спокойно ждать получения документов о выходе из гражданства Узбекистана и легализации своего правового положения на территории России - подав в установленном порядке соответствующее заявление о приобретении гражданства России.