Войти в почту

В "ГЭС-2" проходит выставка "Кубок созвучий"

Выставка "Кубок созвучий. По направлению к Розановой" в "ГЭС-2" сделана музыкально.

В "ГЭС-2" проходит выставка "Кубок созвучий"
© Российская Газета

К музыке отсылает не только название, заимствованное из стихотворения главной героини, но и вся композиция выставки, где работы Ольги Владимировны Розановой (1886-1918) разных лет из музеев России оказываются главной темой, которая варьируется, развивается в произведениях современных художниц. Названия разделов выставки "Хрустящий в волосах колышется бант", "Черные тумбы оцепенения", "Хрусталь неба в воздетом пространстве", "Гиенно" - тоже цитаты из стихов Розановой. Они отсылают не столько к хронологии, не к этапам творчества художницы - от примитивизма к кубофутуризму и супрематизму, а скорее к настроению. Они сродни музыкальным уточнениям в партитуре: от яркости allegro к легкому шагу andante и к печальной медлительности grave. Это очень розановская история, если вспомнить замечатение Эфроса, что Розанова "не строила свои полотна, а скорее пела их".

В этом смысле еще одна очевидная рифма: в ноябре 2023 года исполнилось 115 лет со дня смерти "Ольроз" (так назвал ее Петр Митурич), которая потрясла художников, и не только потому, что Розановой было лишь 32 года, - лишь один из мотивов проекта. Эта выставка лишена атрибутов проекта "к дате". Она о том, что опыт Розановой бесценен для нашего искусства. Опыт этот обращен в будущее. И кураторы Андрей Паршиков, Карен Саркисов, Елена Яичникова сделали точную выставку.

Розанову числят среди "тихих амазонок" авангарда. Эфрос в статье на смерть Розановой противопоставлял ее творчество Наталье Гончаровой: "Она столь же необычна тишиной, как шумная бой-баба футуризма Гончарова своим зыком и грохотом. Розанова - оборотная сторона Гончаровой".

Но при всей тихости Розанова была не только страстно любящим живопись мастером, но и умеющим ярко формулировать теоретиком, деятельным организатором. Ее роль и в петербургском "Союзе молодежи", и в организации его общих диспутов с поэтами московской "Гилеи", и в подготовке журнала "Супремус" с Малевичем, и в организации Свободных художественных мастерских в разных городах после 1917 года была не просто существенной, одной из ключевых. Даже манифест художественного объединения "Союз молодежи" был написан Ольгой Розановой.

И тут тихая девушка из Владимира, дочь уездного урядника, заслужившего личное дворянство безупречной службой, и умной сильной матери, рано овдовевшей, которой пришлось одной поднимать четырех детей, демонстрирует сильный характер, волю, как и у родителей. Читая написанный ею манифест, понимаешь, почему московские футуристы с Маяковским и Бурлюком с их "пощечиной общественному вкусу" нашли соратников в петербургском "Союзе молодежи" и вместе выпустили "Садок Судей II".

И передвижники с их социальным пафосом и "мирискусники" с их любованием XVIII веком выглядят равно дряхлыми на фоне этого драйва молодого искусства. Путь к этому обновлению для нее тоже ясен: "Пора... честно признать, что только Молодые выставки являются залогами обновления искусства".

Сама она участвует во всех важнейших выставках. Если в Москве были "Бубновый валет" и "Магазин", то в Петербурге - и выставки "Союза молодежи", и футуристические "Трамвай В" и "0,10". Она не знает, что судьба ей отвела всего восемь-девять лет для активного самостоятельного творчества. Но интенсивность ее работы, чуткость к музыке времени, ее умение развивать врожденный дар, ее смелость и последовательность в решении художественных задач впечатляют. В одной из лучших статей о ней, написанных в 1918 году, художница Варвара Степанова отмечает цельность, "спаянность" ее творчества и поразительное чувство цвета: "Розанова вся сплошь игра и движение цвета. Цвет у нее живет, отсюда отсутствие фактуры, которая всегда мешает полному выявлению цвета. Цветом краски постигает Розанова не только видимую, но и духовную сторону жизни".

Работы Розановой оказываются главной темой, которая развивается в произведениях современных художниц

Вероятно, нет лучшего свидетельства этому, чем легендарная "Зеленая полоса" (1917) Розановой, в которой цвет, кажется, на глазах превращается в луч света, размывая границы формы и видимого. Это полотно на выставке занимает по праву центральное место, задавая тему, тон и интонацию всего раздела "Хрусталь неба в воздетом пространстве". Хрусталь неба тут, кажется, действительно начинает звучать. Например, в тончайшей гамме перехода от земли к небу, исполненные Аленой Кирцовой в серии "Справочник по цвету". Эти пейзажи Кирцовой отсылают к светоносному цвету Розановой. Но также и к пейзажам Малевича, и к учению о свете Михаила Матюшина, и к символизму Елены Гуро, соратников Розановой по "Союзу молодежи". "Колыбельки", "сплетенные" из белейшего фарфора Беллой Покрова, сотканы, кажется, нездешними мастерами из света, обещая полноту начала жизни. Как коллега по супрематизму с коллегой ведет беседу с Розановой немецкая художница Иза Генцкен. Созданный ею длинный эллипсоид, похожий на доску для полета на волнах, посвящен Любови Поповой, еще одной героине русского авангарда. Монументальная, как памятник высотке и мечтам супрематистов, "Помада" Александры Галкиной впечатляет веселой отсылкой к женским "мелочам" и вполне серьезной - к книге Алексея Крученых "Помада".

Эта работа Галкиной - мостик к футуристической книге "Вселенская война. Ъ. Цветная клей", созданной Алексеем Крученых и Ольгой Розановой в 1916-м. Шедевры авангардистской графики - один из лучших разделов проекта. Наконец, "Зеленая колонна 1" Галины Андреевой, созданная из экологичной бумаги из переработанных водорослей, растений и бумажных отходов, - привет из XXI века футуристам ХХ столетия. В конце концов экологи и фанаты раздельного сбора мусора - футуристы сегодняшнего дня.

Да, выставка получилась "девичья". Но ведь и у авангарда было не только суровое лицо Малевича, но и нежные лица Розановой, Гончаровой, Поповой, Удальцовой, Экстер...

Дословно

Из Манифеста "Союз молодых" 1913 года:

"Мы ценим только те произведения, которые новизной своей рождают в зрителе нового человека! ...Нет чести для нас обратиться в нелепый призрак прошедшего, в бесплодный вымысел, чего уж нет! Мы не добиваемся того, чтобы нас помнили даже после смерти. Достаточно культа кладбищ и мертвецов. Но мы не дадим себя забыть, пока мы живы, ибо бодрствующие, мы будем без конца тревожить сон ленивых, увлекая все новые и новые силы к вечно новой и вечно прекрасной борьбе. Вот наш девиз: "В беспрерывном обновлении Будущее Искусства!"