Звезда немого кино: Главархив – об актрисе и балерине Вере Каралли

<p style="text-align: justify;">28 декабря отмечают Международный день кино. Это хороший повод для того, чтобы вспомнить о балерине и актрисе немого кино, которая была соперницей Веры Холодной на экране – Вере Каралли. В Главархиве Москвы сохранились документы о московском периоде жизни и творчества будущей звезды европейского кино. </p> <p style="text-align: justify;">Вера Каралли была незаконнорожденным ребенком. В метрической книге Ильинской церкви села Черкизово Московской губернии сохранилась запись, сделанная в августе 1889 года, о крещении девочки Веры. Ее мать не пожелала назвать своего имени и звания, поэтому в метрической справке указаны только имена крестных родителей. Ими стали поданный Греции Дмитрий Каралли и жена дворянина Елизавета Шиловская. </p> <p style="text-align: justify;">На самом деле Вера Каралли воспитывалась в доме своих родителей актрисы Ольги Крушенковой и режиссера Ярославского театра имени Федора Волкова Алексея Каралли. Вплоть до 1902 года девочка не носила фамилию отца, а ее законным опекуном считался артист Императорского Малого театра Николай Музиль. </p> <p style="text-align: justify;">Только в 1902 году отец Веры подал через своего поверенного необходимые документы в Московский окружной суд, чтобы удочерить девочку и дать ей свою фамилию и отчество. Это было очень важно в те времена, так как статус незаконнорожденной не давал ей права поступить во многие учебные заведения, а Вера мечтала стать актрисой. Прошение отца об удочерении несовершеннолетнего ребенка было удовлетворено и его можно посмотреть в фонде Главархива. </p> <p style="text-align: justify;">В 12 лет Вера Каралли поступила в московское театральное училище, но очень скоро у девушки обнаружили болезнь позвоночника, врачи настояли, чтобы следующие полгода она провела в постели, так как не знали, как облегчить ее боли. Вера Каралли самостоятельно делала упражнения, превозмогая боль, и поняла, что если она встанет с постели, то хочет только танцевать. Уже через полгода девушка победила болезнь и сдала экзамены в хореографический класс, поступив к знаменитому балетмейстеру Александру Горскому, который верил в талантливую студентку и подолгу репетировал с ней. В 1906 году Вера Каралли блестяще окончила училище и благодаря протекции своего педагога поступила в Большой театр в качестве корифейки – ведущей танцовщицы в группе кордебалета. </p> <p style="text-align: justify;">В 1907 году ей доверили главную партию Одетты в балете Петра Чайковского «Лебединое озеро», которую Горский специально адаптировал к физическим возможностям дебютантки. Танец Веры Каралли отличался скульптурной красотой поз и артистической одухотворенностью. Так как все участники дебютного выступления молодой артистки понимали, что ее сильная сторона – артистизм, а не техника, педагоги сделали ставку не на техническую сложность элементов, а общую композицию танца. </p> <p style="text-align: justify;">Позже Вера Каралли вспоминала о своем дебюте так: «Мой дебют состоялся при переполненном зале и обернулся сногсшибательным успехом. Теляковский и Горский были бледны как смерть от волнения и страха… а после адажио во втором акте, когда публика, поднявшись на ноги, разразилась оглушительными рукоплесканиями, оба, по древнему русскому обычаю, перекрестились».</p> <p style="text-align: justify;">Дальше Вера Каралли танцевала главные партии, а в 1909 году выступала на знаменитых «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже. В Главархиве сохранилось прошение на имя генерал-губернатора Москвы о выдаче заграничного паспорта артистке балета Вере Каралли для участия в гастролях, которое подал ее отец, так как по законам того времени совершеннолетие наступало в 21 год, а девушке на тот момент было 20. Гастроли прошли успешно, критики сравнивали молодую танцовщицу с Анной Павловой и придумали определение ее дарованию «балерина-актриса». </p> <p style="text-align: justify;">В 1914 году Вера Каралли вернулась в Россию и решила попробовать свои силы в качестве актрисы немого кино. Первым ее фильмом стала драма режиссера Петра Чардынина «Ты помнишь ли?», где ее партнером был уже знаменитый Иван Мозжухин. Вскоре Каралли стала серьезно конкурировать с самой известной звездой русского немого кино Верой Холодной. В 1915 году вышло уже восемь картин с участием балерины, в том числе экранизация Якова Протазанова по роману Льва Толстого «Война и мир», где Каралли сыграла Наташу Ростову. Актриса Каралли стала любимицей публики, фильмы с ее участием ждали. </p> <p style="text-align: justify;">До 1916 года Вера Каралли продолжала состоять в балетной труппе Императорских театров, но у нее случился страстный роман с братом императора, князем Дмитрием Романовым, который участвовал в заговоре и убийстве Григория Распутина. В Москве ходили слухи о том, что Каралли знала о готовящемся убийстве, но не сообщила, поэтому попала в немилость к императрице, и ее карьера в России была уничтожена. Ей не продлевали ангажемент и не предлагали ролей в кино. Дмитрий Романов был выслан в Персию, а Вера Каралли уехала в Париж с труппой Сергея Дягилева в 1917 году. </p> <p style="text-align: justify;">Вера Каралли давала много благотворительных концертов в Европе, помогала русским эмигрантам, снималась в кино. Позже она открыла балетную студию в городе Каунас (Литва), работала балетмейстером в Румынии, с началом Второй мировой войны перебралась в Австрию. В 1942 году в Швейцарии умер ее возлюбленный князь Дмитрий Романов. С тех пор она часто бывала на его могиле. </p> <p style="text-align: justify;">Будучи уже в преклонном возрасте, она обратилась к советскому правительству: «Я, Каралли Вера Алексеевна, прошу разрешить мне вернуться на родину и провести остаток жизни в Московском доме престарелых Всероссийского театрального общества. Я все время тосковала по родине и хотела бы снова быть со своими друзьями и коллегами и слышать вокруг себя только русскую речь. Здесь я все время чувствую себя чужой. Умоляю дать мне возможность вернуться на родину и прожить там остаток моих дней». В начале ноября 1972 года Вере Каралли выдали советский паспорт, но она не успела им воспользоваться.</p> <p style="text-align: justify;">Вера Каралли умерла в одиночестве в немецком городе Бадене, в доме престарелых, в возрасте 83 лет. С документами Веры Каралли можно познакомиться в Главархиве Москвы по адресу: Профсоюзная улица, дом 80. Читальный зал открыт по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 9:30 до 15:00.</p>

Звезда немого кино: Главархив – об актрисе и балерине Вере Каралли
© Главное архивное управление города Москвы