Таинство рождения куклы

Мастерство создания кукол интересует Наталью Победину с детства. Корреспондент «Вечерней Москвы» встретилась с художницей в ее мастерской, где обитают персонажи, у каждого из которых своя история появления на свет.

Таинство рождения куклы
© Вечерняя Москва

В мастерской художницы Натальи Побединой царит атмосфера сказки — помимо множества кистей, красок, жемчужных бус, перьев птиц и украшений, отовсюду на вас смотрят выразительные глаза удивительных кукол.

Некоторым из них остался один шаг до того момента, когда они превратятся в произведения искусства.

Увлечение Натальи созданием кукол — родом из детства: совсем в юном возрасте девочка самостоятельно создавала свой первый шедевр.

— До школы я делала кукол из карандашей, кукурузных початков, деревянных коряг. В моих руках оживал и любые предметы, все, к чему можно было приделать глазки и повязать платочек, — вспоминает Наталья Победина. — Это, как мне кажется, самое важное умение профессионального кукольника — видеть живое в неживом.

В детстве на вопрос «кем я хочу стать» я отвечала — «лепистом», то есть скульптором, как я называла эту профессию.

Следующим этапом формирования мастера стало шитье. Уже в начальной школе Наталья начала шить наряды для своей первой куклы, которую звали Антуанетта.

— Это была очень красивая кукла с длинными волосами, милым личиком и очень тонкой талией. Вот ей-то я и шила платья, юбки, жакеты. А в 1980-е годы, когда купить красивую одежду было сложно, я начала шить одежду и для себя. Можно сказать, я не выпускала иголку из рук. Это была настоящая страсть, которая меня настолько захватила, что однажды мне даже приснился сон, в котором учительница из-за плохо выполненного мною задания вышивает мне на швейной машинке двойку, — рассказывает Наталья.

Процесс создания куклы всегда начинается с идеи, которая вдохновляет мастера. Наталью завораживают костюмы, прически и образы в стиле барокко, рококо и ар-деко. На творчество ее могут вдохновить старинные сказки и легенды. В своей работе мастер обходится без эскизов, наброски карандашом она делает, только если берется за большой проект, в котором участвуют больше десяти кукол.

Наталья Победина является автором нескольких уникальных коллекций: «Музыканты», «Большие Арканы», «Королевский балет», «Метаморфозы» и «Карнавал». При этом для каждого героя художница шьет индивидуальный костюм из шелка, винтажного кружева, бархата, создает линию украшений из натуральных камней и старинных бусин.

— Процесс рождения куклы происходит по-разному. Порой я вижу ее лицо и начинаю его лепить, а иногда у куклы сначала появляется фигура, — отметила мастер.

Художница работает с разными материалами: фарфором, майоликой, гипсом и пластическими массами.

— У меня был период, когда я занималась фарфором. Если изготовляется фарфоровая кукла, то это всегда предполагает отливку. Сначала делается пластилиновая форма, затем она преобразуется в гипсовую заготовку. Гипс зашкуривается и доводится до идеального состояния, становясь почти блестящим. После тщательной подготовки профессиональные форматоры отливают форму на производстве.

Я недолго работала с фарфором. Просто поняла, что мне по темпераменту такая работа не подходит — это очень долгий процесс, где от задумки автора до отливки и обжига проходит несколько месяцев, иногда год. От такого процесса я не получаю достаточных эмоций. Из пластика кукла делается гораздо быстрее. Так, я могу утром придумать куклу, а вечером готовый экземпляр уже у меня в руках, — объясняет Наталья Победина.

Обычно на создание одной куклы у мастера может уйти до двух недель. Но бывает, что процесс затягивается и на несколько месяцев.

Художница создает кукол всю жизнь. Она окончила художественно-графический факультет Московского педагогического государственного университета, обучалась на курсах по теории костюма при ГИТИСе, занималась скульптурой в Университете имени Строганова. Она является членом Московского союза художников и Творческого союза художников России.

СКАЗОЧНАЯ НОЧЬ

На создание коллекций мастера вдохновляют сказки Шарля Перро, Ханса Кристина Андерсена, Эрнста Гофмана, работы дизайнеров одежды Карла Лагерфельда, Джона Гальяно и театральных художников, таких как Лев Бакст. Коллекция, которую мастер представила на прошедшей в Москве выставке кукол, посвящена Луне и называется «Жизнь есть сон». Один из главных ее элементов — Месяц.

На нем стоят сказочные рыцари и принцы, а принцессы обнимают его или ведут за собой на привязи, как воздушный шар. По замыслу художницы, Ночь — время сказочное, загадочное и мечтательное. Ночью людям снятся сны, а писатели сочиняют сказки. Ночью можно сказать или придумать то, чего не сделаешь днем, — это время творчества. Для мастера важно, чтобы зритель всегда был соучастником творческого процесса и придумывал бы свою историю.