Войти в почту

Действительно самый грустный день в году или просто маркетинговый трюк?

Термин Blue Monday («грустный понедельник») ввел британский психолог Клифф Арналл в 2005-м. При вычислении он использовал метеорологические, психологические и экономические показатели. По его версии, в третий понедельник января совпадают несколько факторов: короткий световой день, фрустрация из-за несоблюдения новогодних обещаний, данных самому себе, и осознание последствий финансовых трат на праздники. Мы спросили постоянных экспертов нашей радиостанции: наблюдают ли они сегодня у себя и среди своих знакомых некую повышенную грусть? Мнения разошлись:

Действительно самый грустный день в году или просто маркетинговый трюк?
© BFM.RU

Основатель компании «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова: — Абсолютно не соответствует действительности, потому что был праздник — старый Новый год — наоборот, все уже отгулялись, все встретились, всех поздравили. Наступило уже облегчение, уже меньше надо посылать всем поздравительных открыток, звонить. Произошло подведение всех результатов года, и планы уже на будущее есть, хандры нет. Вот у меня лично нет. Наоборот, нас ждут великие дела!

— А наблюдаете ли вы среди своих близких или друзей какую-то повышенную грусть?

— Не наблюдаю вообще ни у кого. У нас вообще каждый день праздник. Вот вы позвонили, такой вопрос интересный задаете. Уже, по-моему, день сегодня сделан.

Независимый финансовый эксперт и инвестор Максим Ульянов: «Я с этим согласен. Я практически каждый понедельник чувствую хандру, но третий понедельник года совсем дается тяжело. Наверное, это первая нормальная полноценная рабочая неделя. Все очень активны, поэтому я прямо чувствую, что уже как будто бы целую рабочую неделю отработал. Перепады погоды вносят определенный повод для повышения настроения. Мы увидели солнышко. «Мороз и солнце», как у Пушкина, поэтому в целом, наверное, в этом году нет. Но обычно да — середина января как раз, где, я бы сказал, приходит такое посленовогоднее похмелье».

Если копнуть глубже, Клифф Арналл придумал «грустный понедельник» после того, как британский канал Sky Travel попросил его вывести «научную формулу» январской хандры в рамках своей рекламной кампании. И хотя Sky Travel, принадлежавший Руперту Мердоку, закрыли в начале десятых годов, термин «грустный понедельник» вошел в обиход в США и Великобритании.

В прошлом году британские онлайн-ретейлеры заявили (ссылка ведет на заблокированный в России ресурс), что продажи, связанные с «грустным понедельником», выросли на 20%. Комментирует партнер рекламного агентства Grape Владимир Гарев:

Владимир Гарев партнер рекламного агентства Grape «Про российских маркетологов и конкретно про этот день я никогда не слышал, но что такой прием существует и в целом это могут быть какие-то результаты долгосрочных исследований и желания внедриться в потребительское потребление, в какие-то его паттерны, так это могут быть результаты краткосрочных вирусных кампаний, которые вдруг вот так завирусились, что стали в итоге практически ежегодно проводиться. В целом такие приемы присутствуют, просто довольно сложно предугадать, приживется это или нет. Вот это вы видите хороший, яркий пример того, как это было сделано, и это прижилось. Из ниоткуда появился новый день».

В России после новогодних следующий цикл — так называемые гендерные праздники: 23 февраля, 8 марта — а еще День святого Валентина. Учитывая небольшой перерыв между поздравлениями, не факт, что самый грустный день в году у нас приживется.