Тульский суд рассматривает дело о подмене детей в роддоме 55 лет назад
Слушания резонансного дела о подмене детей в роддоме начались в Суворовском межрайонном суде Тульской области. Присутствовавшие на процессе узнали историю двух женщин, которые по иронии судьбы 55 лет жили жизнью друг друга. Ольга - вполне счастливой, у любящих родителей. К Светлане судьба не была столь же благосклонна - может, потому еще тяжелее осознавать, что все могло сложиться иначе.
- Всю жизнь думаю: чем я провинилась? - восклицает Светлана Васильевна, рассказывая в суде про свою жизнь.
Эта история началась 13 сентября 1969 года в родильном доме города Белева. Сюда в тот день привезли двух женщин - Антонину Пескову и Марию Стаканову. Судя по семейным воспоминаниям, роды у обеих были непростыми. Про Марию рассказывают, что у нее воды отошли, когда она в подвале перебирала картошку, еле успели довезти до больницы. А Антонина Андреевна вспомнила, что приехала в роддом примерно в 14.00, а после родов потеряла сознание.
- Часа три спала, что потом было - не помню. Удивилась только, что дочка беленькая. Но решила, что так, наверное, бывает. И уехала с ней, - рассказывает Антонина Пескова. - Откуда же я могла знать о подмене детей?
Девочка, с которой она приехала из роддома, - Светлана Васильевна Косенкова - в семье ни на кого не похожа. Это было видно и родным, и соседям. Унизительное "подкидыш" преследовало все детство и юность. Уклад в семье был суровый: работа на огороде, уход за скотиной. Жила с бабушкой за шкафом, уроки делала на подоконнике. Старшая сестра обидно дразнила.
"Я думала, что папа мне неродной, а оказалось, что и мама - не мама"
- Мама постоянно работала. Папа родную дочку жалел, а меня шлепал. Я рот боялась открыть, а старшей все позволялось. Ни за кого меня в семье не считали. Мама в защиту слово сказать боялась, - делится Светлана Васильевна.
В 1977 году скончался отец, денег в семье постоянно не хватало. В 17 лет Светлану выдали замуж за человека намного старше ее. Точнее, отправили к нему жить еще до официального оформления замужества. И там не повезло: свекровь считала ее нахлебницей. Светлана Васильевна вспоминает свою жизнь и то и дело срывается: "Я могла бы быть счастливой в своей семье", "Мечтала учиться на юриста, не разрешили - нет денег. А если бы была в своей семье…".
Постепенно жизнь все же наладилась. Она уехала из деревни под Белевом в Калужскую область. Сейчас у нее трое уже взрослых детей. В калужской деревне - дом, газ подвели, все удобства. Маму забрала к себе.
Осенью 2021 года у Светланы случился инсульт. Пережив это, она решила пройти тест ДНК. Тайно, когда проверяла сахар у мамы, взяла образец крови. "Я думала, что папа мне неродной, а оказалось, что и мама - не мама", - горько шутит женщина. После этого начала поиск своих биологических родителей. Ей помогли найти в соседней деревне женщину, родившуюся в тот же день в белевском роддоме и похожую на ее маму. Это и была Ольга Васильевна Коробова.
После этого Светлана Косенкова обратилась в телекомпанию НТВ на телепередачу "ДНК". Была проведена генетическая экспертиза, которая подтвердила отсутствие биологического материнства Антонины Песковой в отношении Светланы Косенковой. В то же время эксперты обнаружили биологическое материнство Антонины Андреевны и Ольги Коробовой. Это был шок. Светлана оказалась очень похожа на старшую сестру - Лидию Шолохову. Да и экспертиза подтвердила ее кровное родство с сестрами - Лидой и Ниной.
Ольга была самой младшей в семье. Никто никогда не сомневался в том, что она родная дочка и сестра. И она была любима всеми. Можно только догадываться, что пережила женщина, узнав такое. Родители и старший брат не дожили до этого.
С того момента прошел уже почти год. Никто из этой семьи в суд не приехал. Называть чужую, по сути, женщину мамой Ольга Коробова не готова. Сестра Нина Макарова тоже не горит желанием принять новую родню.
- Сестра, которая на девять лет постарше, Лидия Васильевна, - один в один как я. У нас общий чат, мы там все общаемся. Она приняла меня еще до программы на НТВ. Из Питера жена покойного брата тоже приняла, звонит, зовет в гости, хотя ей уже за 70 лет. Племянницы зовут. Я насильно лезть не буду. Общаюсь с теми, кто хочет со мной знаться, - поделилась Светлана Васильевна.
А вот старшую сестру - женщину, с которой прожили всю жизнь, - она, похоже, потеряла. По словам Светланы Косенковой, та заблокировала все номера телефонов. Они и раньше мало общалась, а теперь совсем перестали.
Но тяжелее всего смотреть на хрупкую старую женщину, которая с трудом сдерживает слезы. После шокирующего известия она слегла почти на месяц. Да и сейчас говорит, что все время плачет.
- Как такое могло быть? - то и дело повторяет Антонина Андреевна Пескова и потом добавляет: - Светлана как была моей дочкой, так и есть. Другая со мной вообще не разговаривает. Она говорит, что не готова называть меня матерью. А Светочке дай Бог здоровья: она меня не бросала и не бросает. Старшая дочь работает в Москве, звонит редко.
Она растерянно переводит взгляд с одного присутствующего в зале на другого, будто ища поддержки. Ей 85 лет, дочка, родная по крови, знать ее не хочет, старшая - в сущности, тоже. А единственной опорой оказалась девочка, которую подменили в роддоме.
- Я люблю маму. Никогда ее не брошу: она моя, как бы ни было, - говорит Светлана Косенкова.
Официально
В производстве Суворовского межрайонного суда Тульской области находится гражданское дело по исковому заявлению Песковой А. А., Косенковой С. В., Коробовой О. В., Макаровой Н. В., Шолоховой Л. В. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, ГУЗ "Белевская центральная больница", Министерству здравоохранения Тульской области, Министерству финансов Тульской области о взыскании компенсации морального вреда.
Истцы просят взыскать в их пользу компенсацию морального вреда в общей сумме 21 миллион рублей (по пять миллионов - Пескова, Косенкова и Коробова, по три миллиона - Макарова и Шолохова).
В ходе судебного заседания были рассмотрены ходатайства участников процесса о приобщении документов, заслушаны пояснения сторон по делу, исследованы письменные доказательства. Суд удовлетворил ходатайство представителя истцов о назначении по делу судебной молекулярно-генетической экспертизы. Производство по делу приостановлено до окончания производства экспертизы.
Заключение эксперта должно быть изготовлено и направлено в суд не позднее 25.02.2024 года.