В Минпромторге предложили расширить список товаров, подлежащих маркировке

Минпромторг предложил расширить перечень участников добровольного эксперимента по маркировке отдельных видов радиоэлектронной продукции, который был запущен 1 декабря 2023 года. Теперь маркировка коснется смартфонов, ноутбуков, стационарных телефонов и другой продукции. Эксперты отмечают неочевидность целеполагания эксперимента и риски, что в результате выбор техники на рынке станет меньше, а сама она станет дороже.

В Минпромторге предложили расширить список товаров, подлежащих маркировке
© Российская Газета

Как следует из текста пояснительной записки, в срок до 30 апреля 2025 года у участников проекта будет возможность изучить и отработать технологии, которые связаны с нанесением средств идентификации на продукцию и осуществлением мониторинга оборота продукции.

"Расширение эксперимента по маркировке радиоэлектроники - логичный шаг. Мы говорили, что после старта эксперимента в отношении светотехники планомерно будем развивать маркировку и других электронных изделий. Маркировка потребительской электроники призвана защитить российских граждан от покупки подделки, а также отсечь от госзакупок производителей, которые лишь делают вид, что производят товары в России. Это даст серьезный стимул для развития отечественного производства техники", - заявил замглавы министерства Василий Шпак.

"С 1 декабря 2023 года в России проходит эксперимент по маркировке радиоэлектронной продукции, в который вошло уже более 40 компаний", - напомнили в ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки "Честный знак"). Расширение предлагается поэтапное: с 29 февраля 2024 года в эксперимент планируется включить ноутбуки, планшеты и телефоны, а с 1 июня 2024 года - печатные платы. "Согласно проекту акта, разработанного Минпромторгом, включать аккумуляторы в эксперимент не планируется", - отметили в ЦРПТ.

Там пояснили, что вопросы параллельного импорта ноутбуков, планшетов, телефонов и печатных плат будут проработаны в ходе пилотного проекта - "решения и порядок работы известен и понятен, так как импортеры являются участниками оборота маркируемых товаров во всех товарных группах", - говорят в ЦРПТ. При этом уточняется, что проведение эксперимента на стоимость продукции не повлияет, поскольку во время тестирования оборудование и коды маркировки предоставляются производителям бесплатно.

Участники рынка сдержанно оценили предлагаемую инициативу. Никто не ставит под сомнение необходимость повышения прозрачности рынка. В то же время трудно говорить о том, что сегодня на рынке смартфонов или ноутбуков существует серьезная доля контрафакта, полагают в Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК).

"Мы считаем предложение ввести маркировку на смартфоны и ноутбуки необоснованным. Нам не известно о какой-либо значимой практике, связанной с незаконным оборотом этих устройств, да и подделок или контрафакта тут практически нет. А вопросы прослеживаемости можно решить с помощью введения контроля IMEI-номеров или серийных номеров устройств", - говорит представитель Ассоциации РАТЭК Антон Гуськов.

По его мнению, не вполне понятно, почему используемый по всему миру и доказавший свою эффективность подход почему-то не вводится в нашей стране. "Ведь он намного надежнее и точнее маркировки", - уверен Гуськов.

Иной точки зрения придерживаются в МТС. Сотовый оператор в последнее время занимает активную позицию по продажам топовых новинок Apple и Samsung, ввозимых в страну по параллельному импорту.

"Мы поддерживаем любую инициативу, которая позволит сделать российский рынок смартфонов прозрачным. По нашим оценкам, рынок серого импорта смартфонов составляет несколько десятков процентов, а рынок запчастей для них и вовсе - около 90%, поэтому очень важно, чтобы инициативы, влияющие на обеление рынка, затрагивали не только ритейлеров, но и маркетплейсы", - сообщили в пресс-службе МТС.

Принципиально важно обеспечить прослеживаемость пути электроники на рынке, полагает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По словам эксперта, складывается парадоксальная ситуация, когда именно белые компании попадают под проверки, в то время как серые импортеры вообще ни под какие проверки не попадают. "Был переходный период, когда давали возможность насытить рынок товарами. Сейчас надо прикрывать эту лавочку", - говорит Муртазин.