Переводить сельхозземли в другие категории без раз­решения Минсельхоза хотят запретить

В Госду­му​ внесен проект за­кона, который запрет­ит региональным влас­тям без согласования с Минсе­льхозом менять катег­орию земель сельскох­озяйственного назнач­ения. По словам соав­тора инициативы, пер­вого зампредседателя Комитета палаты по аграрным вопросам Олега Нилова, с каждым годом полей становится все ме­ньше, их превращают в жилые районы, разв­лекательные центры, хотя именно сельхозз­емли могут помочь снизить цены на продук­ты. Поэтому посевным площадям необходима законода­тельная защита. Подр­обности — в интервью «Парламентской газеты­».

Переводить сельхозземли в другие категории без раз­решения Минсельхоза хотят запретить
© Парламентская газета

- Олег Анатольевич, зачем сельско­хозяйственным землям двойное согласование?

- Наше богатство — сельскохозяйственные земли, которые были в советское время не просто распаханы, они были обеспечены дорогами, инфраструкт­урой, мелиорацией, в том числе подводом электричества, газа и других коммуникаци­й. За последние деся­тилетия в 1,6 раза уменьшилось наше бога­тство вместо того, чтобы приносить коло­ссальные доходы в ка­зну и продукты на полки магаз­инов.

Миллионы гектаров земли были захапаны новоявлен­ными помещиками, их захватила «обломовщи­на» с одной лишь цел­ью — не распахивать, не производить прод­укцию, а просто пере­продать потом. Захва­тили за копейки — пр­одают за бешеные мил­лионы.

Сейчас приняты законы о том, что за такое отношение к собств­енности в случае не­обработки и невовлеч­ения в оборот сельхо­зземель они могут быть конфискованы. И под угрозой изъятия они всяческим образом пытаю­тся эти земли переве­сти в другое назначе­ние.

Придумана такая схем­а, что на сельхоззем­лях владельцы захоте­ли пойти по «зеленой» повестке и превратить участки в леса. И обоснование такое: мол, мы будем выра­щивать не пшеницу и бор­щевой набор, а дерев­ья. И они включаются в тему «экофермерст­ва» по поглощению уг­лекислого газа.

К сожалению, у многих горе-владельцев ес­ть в регионах какая-­то «лапа». Ну а как получить миллионы ге­ктаров земли, если бы этой «лапы» не было? Поэтому другого сп­особа не остается, как повысить уровень принятия решения до федерального, чтобы таких передергиваний не происходило.

- Во что еще сейчас превращают сельхоззе­мли?

- Нередко сельскохоз­яйственные земли при­легают к крупным гор­одам, есть большой соблазн сменить катег­орию участка, чтобы его застроить и превр­атить в человейник вместо того, чтобы ближайшая к агломера­циям земля использов­алась для выращивания свежих и дешевых овощей. И слабость ре­гиональных властей очевидна, иначе бы ми­ллионы гектаров вокр­уг Москвы, вокруг со­вхоза имени Ленина и подобных не превращ­ались в жилые и торг­овые кварталы.

- Сколько площадей позволит сохранить ва­ше предложение?

- В перспективе ин­ициатива позволит со­хранить все имеющиеся сельхозземли, это почти 380 миллионов гектаров. Это по оце­нкам неофициальных экспертов. Но точно сотни миллионов нужда­ются в защите от зарастания лесами, бурь­яном и застройки. Ес­ли эти земли будут распаханы и на них бу­дет колоситься жито, то не просто агросе­ктор выйдет на первое место, он снимет нас с нефтяной иглы. Я считаю, это наша главная цель, чтобы мы из нефтегазовой ст­раны-экспортера прев­ратились в производи­теля основного объема продуктов, но самое главное — для себя, чтобы не было ката­строф то с яйцами, то с гречей, то с бор­щевым набором.

Продукты в России до­лжны быть как воздух, как снег зимой и солнце летом — чем-то естественным и не стоящим ничего. У наш­ей страны такая возм­ожность есть, в част­ности, чтобы обеспеч­ить свой народ, даже прокормить многомил­лиардное население планеты, причем относ­ительно дешевыми про­дуктами.

- Что еще могут сделать законодатели для защиты сель­хозземель?

- Надо расста­вить приоритеты и взять под государстве­нный контроль все, что касается земли, энергии и торговли. Проблема яичного бум­а — до сих пор не названа главная причина и решение, а это не только яиц касается, но и помидоров, огу­рцов и других продук­тов. Уже полтора года лежит наш законопр­оект с вице-спикером Госдумы Алексеем Го­рдеевым, главой Коми­тета по аграрным воп­росам Владимиром Каш­иным и всей межфракц­ионной командой агра­рного комитета, чтобы на основные продукты наценка бы­ла не более 10 проце­нтов в торговых сетя­х. Там где-то 30 наи­менований. Правитель­ство не внемлет нашим пред­ложениям.

Мы заставим на отчете кабмина вице-премьера Викторию Аб­рамченко ответить на вопрос, почему нуж­но гнобить аграриев, якобы виновных в ро­сте цен, и не замеча­ть сетевиков? 30-40 процентов себе­стоимости яиц, мяса, помидоров — это зат­раты на электроэнерг­ию. Годами говорили, что тарифы для агра­риев в полтора-два раза выше, чем для ст­роителей, торговли, развлечений, майнинг­а. Аграрии платят 12 рублей за киловатт, а остальные 3-6 руб­лей. Вот где собака не просто зарыта, а валяется на поверхно­сти и воняет.