"Не сдаваться, пробовать что-то новое, не падать духом, принимать смелые решения"

Четыре известные татарские женщины стали героинями комиксов

"Не сдаваться, пробовать что-то новое, не падать духом, принимать смелые решения"
© Реальное время

В Казани презентовали сборник комиксов на татарском языке "Татар хатын-кызлары" ("Татарские женщины"). Это рассказ о четырех героинях: первой татарской актрисе Сахибжамал Гиззатуллиной-Волжской, первой татарской женщине-композиторе Саре Садыковой, первой татарской женщине-математике Саре Шакуловой и татарской летчице, Герое Советского Союза Магубе Сыртлановой. Почему авторы выбрали формат комиксов и чем они вдохновлялись?

"Жаль, что до сих пор о них не снято ни одного фильма"

Это уже вторая книга Регины Гаязовой и Радифа Кашапова, первая, 2022 года, называлась "Казан хикәяләре" ("Казанские истории"), в ней они собрали работы 19 художников. И на этот раз авторы проекта выбрали формат комиксов, редкий в татарской литературе. "Комиксы — это серьезная литература", — заверил автор текстов Радиф Кашапов.

Сборник комиксов "Татар хатын-кызлары" ("Татарские женщины") создан и издан на два гранта — конкурса проектов, посвященных изучению татарского языка и развитию татарской культуры "Үз телем", проходящего под эгидой мэрии Казани, и всероссийской образовательной платформы для молодых предпринимателей "Мастера".

Иллюстрации к комиксу создавали Наталья Якунина из Уфы, Юлия Галиакбарова и Руслан Ибрагимов из Казани и Арина Филиппова из Раменского. Это истории четырех героинь разных эпох, разного возраста, разных профессий.

— Для меня самой занимательной оказалась история Сары Садыковой, — говорит Кашапов. — В книге Гульшат Зайнашевой я нашел рассказ, что в 1948 году Садыкову уволили из оперного театра, тогда она уже была успешной певицей, исполняла партии в именитых операх, например в первой опере "Сания". В то время ее знали именно как певицу, она тогда еще не писала песен, не занималась композиторством. За несколько лет ей пришлось переосмыслить свою жизнь. Наша история заканчивается тем, что режиссер Кашифа Тумашева дает ей заказ для нового спектакля. Я пытался искать сюжеты, которые близки читателю. Не сдаваться, пробовать что-то новое, не падать духом, принимать смелые решения. Мне кажется, об этом наши комиксы.

"Меня вдохновило захватывающе темное звездное небо"

Вначале было страшновато приступать к работе, призналась Арина. Комикс она отрисовывала на планшете в стиле черно-белой графики.

— Меня вдохновило темное звездное небо, которое очень часто присутствует в моих иллюстрациях. Дело в том, что когда работала над комиксом, мне по сердцу пришлось то пространство, в котором они совершали свои героические полеты. Ночь не холодная и страшная, а красивая. И вот этот лиричный лейтмотив горящих звезд проходит в течение всего моего комикса. Да, это героические личности, но они оставались женщинами. Они мечтали, фантазировали, к примеру, я узнала, что Магуба вышивала. И женщины, которые были вместе с ней в одном полку, тоже тянулись к прекрасному, собирали свою библиотеку. Что-то мягкое и женственное всегда оставалось с ними. Я попыталась передать это через красивое захватывающе темное небо.

"Первая реакция — растерянность"

О том, что работа над комиксом в самом начале далась нелегко, рассказал и другой художник, автор иллюстраций о Саре Садыковой, Руслан Ибрагимов. Композитора Руслан выбрал, потому что его бабушка с ней дружила.

Художник посвятил немало времени поиску образа, визуального хода, чтобы показать все рефлексии героя: "Для того чтобы все понять, я пошел в библиотеку, просмотрел большое количество комиксов. Так я и нашел для себя какие-то "фишки", ходы. Дело после этого пошло".

"Эта история меня не отпускает"

Историю первой татарской актрисы Сахибжамал Гиззатуллиной-Волжской выбрала Наталья Якунина из Уфы. Она призналась, что ей интересно узнавать и исследовать творчество людей начала XX века, нравятся женская и региональные темы, героиням приходится преодолевать много предрассудков, в том числе и религиозных, чтобы идти по выбранному пути. "И сам проект тоже региональный, рассказывает широкой аудитории о местных жителях, что тоже очень импонирует", — объяснила свое участие Наталья.

— Оказывается, про первую татарскую актрису из Казани и основательницу театра "Нур" в Уфе до недавнего времени не знали даже наши местные уфимские активистки, — призналась художница, отметив, что основной трудностью при работе над комиксом была скудость информации в интернете.

— Непонятно, где там правда, а где вымысел. Если искать больше, то появляются вопросы: например, кем на самом деле были Апанаевы — меценатами и благотворителями или жесткими эксплуататорами детского труда? Мне было недостаточно сценария, чтобы составить представление о жизненном пути героини, какие-то моменты даже ставили в тупик: почему Сахибжамал так упорно, без денег и голодая, не уходит из труппы, да еще приглашает в нее свою подругу и уговаривает остаться, когда труппа не получает ангажемента в разных городах, и даже когда из труппы уходит ее руководитель Кудашев? Каким образом актеры ездят на гастроли? — замечает Наталья Якунина.

Автор призналась, что ее до сих пор не отпускает эта история и она не может перестроиться на работу с новыми проектами.

— Я очень сочувствую героине: после революции первую татарскую актрису не взяли на службу в гостеатр, так как появились новые, более молодые актрисы: как же так, она в 13 лет пришла в театр, в 18 создала свою труппу, в 20 лет в Уфе ее труппа стала предшественником театра "Нур", ездила с гастролями на фронт Первой мировой, а в 22 года она вдруг стала недостаточно молодой! И ей пришлось большую часть жизни прожить не в Казани, куда она вернулась только в конце жизни, и преподавать в театральном кружке, а не выступать на сцене. А еще мне очень понравилось, какие были раскрепощенные молодые люди в начале XX века в провинции, создававшие первый татарский театр, они и одевались по-светски, и шли своим путем, невзирая на осуждение.

Сборник комиксов планируют издать и на русском языке. Авторы считают, что, несмотря на то, что истории локальные, они совершенно понятны людям других национальностей.