Прилавки заполнены молоком, сливками, сыром

Сельское хозяйство России продолжает развиваться опережающими темпами. Так, по итогам прошлого года в стране на полмиллиона тонн увеличилось производство молока.

Прилавки заполнены молоком, сливками, сыром
© Вечерняя Москва

В 2023 году в России объем составил 33,5 миллиона тонн. Такими результатами поделились на съезде Национального союза производителей молока (Союзмолоко). Там также отметили, что увеличились объемы и другой выпускаемой продукции: сливки на 21 процент, сыры — на 16, а мороженое — на 12.

— По итогам 2023 года наблюдается прирост товарного молока на четыре процента. На этот показатель стоит обращать внимание в первую очередь, потому что именно оно попадает в переработку и далее на полки магазинов, — объясняет заместитель генерального директора Союзмолоко Мария Жебит. — Этому способствовала стабилизация ситуации с доходностью в производстве и серьезная корректировка цены на сырое молоко.

Кроме того, в 2023 году для России открылось еще три новых рынка для экспорта: Пакистан, Афганистан и Гонконг. Суммарно молочная продукция, произведенная в РФ, поставляется уже в 73 государства.

На территории России же, помимо роста производства, увеличился и спрос на данную категорию товаров, отметили в Союзмолоке. Люди стали покупать такой вид товаров примерно на пять процентов больше. Это в свою очередь стало рекордным показателем за последние 12–13 лет.

— Такого рода изменения связаны с активной поддержкой инвестиционных проектов государством — строительство, новые фермы, увеличение мощностей и поголовья, — объясняет глава крупного российского агрохолдинга Кристина Романовская. — В наш агрохолдинг тоже обращались с предложением запуска нового проекта, в рамках которого нам необходимо увеличить поголовье скота.

По словам Романовской, особенно помогла финансовая поддержка.

— Роль сыграли субсидированные кредиты, возвращение капитальных расходов на дорогостоящее оборудование, и не только, — добавляет она.

Важность финансовой поддержки бизнеса отметила и Мария Жебит. По ее словам, в 2020 году на повышение доступности инвестиционных и коротких кредитов государство выделило 38 миллиардов рублей.

— В 2023 году сумма выросла. По итогам прошлого года, на поддержку молочного бизнеса было выделено более 61 миллиарда рублей, — сказала Жебит.

Однако на достигнутых успехах развитие молочного бизнеса в стране не остановится.

— В 2024 году мы рассчитываем на сохранение темпов прироста объема производства товарного молока, — отмечает Мария Жебит. — Однако остается риск повышения себестоимости продукции. Основным фактором роста цен здесь стало изменение ключевой ставки Центрального банка РФ.

Кроме того, по словам заместителя генерального директора Союзмолока, на стоимость продуктов повлияло и ослабление рубля, потому что часть расходов при производстве оплачивается валютой других стран.

Отслеживанием цен в данном случае занимается Министерство сельского хозяйства РФ.

— Мы ориентируемся на необходимость сохранения стабильности на внутреннем рынке, без каких бы то ни было резких колебаний и скачков, — отмечает министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев. — Поэтому производителям нужно понимать, что в случае необходимости у нас есть все рычаги регулирования, чтобы не допустить этот процесс.

По словам Дмитрия Патрушева, Минсельхоз принимает все необходимые меры для того, чтобы молочная продукция всегда оставалась доступной для граждан.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Скоморохов, председатель МТПП по развитию предпринимательства в агропромышленном комплексе:

— Молочное производство поддерживалось много лет, в том числе с помощью возмещения капитальных расходов. За счет этого предприятия обновили оборудование. Кроме того, сейчас активно развивается экспорт молочной продукции.

Предприятия налаживают все процессы поставок и показывают реальный прогресс.

Меры поддержки сработали, и показатели получились хорошие. Теперь необходимо предпринять шаги в сторону развития малого молочного бизнеса — ферм. У них есть своя ниша. Они локальны и расположены часто на отдаленных территориях. То есть там, куда крупный бизнес может не дотянуться. По этой причине фермерам нужно развиваться и объединяться в кооперативы для поддержания качества продукции и эффективной работы.