Главный судебный пристав Подмосковья Андрей Тагаев рассказал об изменениях в закон о коллекторах

С 1 февраля 2024 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ, который регламентирует деятельность по возврату просроченной задолженности, то есть работу тех организаций, которые по-простому принято называть коллекторами. В чем их суть?

Главный судебный пристав Подмосковья Андрей Тагаев рассказал об изменениях в закон о коллекторах
© Вести Подмосковья

- Отмечу, что теперь на законодательном уровне закреплено понятие «профессиональная коллекторская организация» – это юридическое лицо, осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и включенное в государственный реестр. И поправками устанавливается, что теперь в наименовании каждого агентства обязательно должно присутствовать выражение «профессиональная коллекторская организация». Все организации, уже внесенные в госреестр ФССП, к 1 февраля 2024 года должны были привести свои названия в соответствие с нововведениями.

Какими полномочиями теперь будет располагать Служба?

- Федеральный закон наделил ФССП России новыми контрольно-надзорными полномочиями, которые распространяются на деятельность кредитных и микрофинансовых организации (МФО и банки) в части осуществления ими деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц. В рамках внесенных изменений в действующее законодательство теперь, чтобы взаимодействовать с должниками напрямую (личные встречи, телефонные звонки и т. д.) организации необходимо направить уведомления в ФССП для включения в соответствующий перечень.

Ранее сотрудники Службы осуществляли контроль только за организациями, для которых деятельность по возврату просроченной задолженности являлась основной, т.е за юридическими лицами, включенными в государственный реестр.

Для учета новых объектов контроля ФССП России будет вести перечень кредитных и микрофинансовых организаций, включение в который будет осуществляться автоматически после получения соответствующего статуса от Банка России.

Какие обязанности появятся у организаций, ведущих деятельность по возврату просроченной задолженности?

- На банки и микрофинансовые организации будут распространяться обязательные требования, связанные с необходимостью иметь специальное оборудование и программное обеспечение, необходимые для записи и хранения информации о фактах взаимодействия с гражданами в ходе возврата просроченной задолженности. Также указанные организации будут обязаны в течение трех лет хранить документы и информацию, касающиеся профессиональной деятельности. Это позволит иметь объективную картину при проверки доводов заявителя.

Расскажите, кто и какие долги имеет право взыскивать?

- Взыскивать долги имеют право банки, микрофинансовые организации и профессиональные коллекторские организации. Каждая из этих организаций имеет право взыскивать определенные долги. Микрофинансовые организации (МФО) могут взыскивать долги только по своим микрозаймам. Банки могут взыскивать долги по своим кредитным договорам и договорам с иными кредиторами (МФО) в рамках договора на оказание услуг по взысканию задолженности. Профессиональные коллекторские организации могут выступать как представители кредитора - банка, МФО, так и в качестве кредитора предъявлять требования по просроченным задолженностям, выкупленным у банков или иных лиц.

В части взаимодействия с гражданами-должниками какие нововведения предусмотрены поправками в закон?

- В соответствии с внесенными изменениями в действующее законодательство предусмотрены новые способы взаимодействия с должниками по вопросам возврата просроченной задолженности.

Теперь с гражданами может взаимодействовать робот-коллектор. Специальная программа — автоматизированный интеллектуальный агент сможет вести диалог с должником без личного участия представителя организации. Такой способ общения будет приравниваться к непосредственному взаимодействию с должником и на робота-коллектора будут распространяться временные и количественные ограничения, предусмотренные законодательством.

Переговоры с использованием автоматизированного интеллектуального агента должны записываться. Кроме того, алгоритм использования робота-коллектора должен предусматривать по требованию должника возможность переключения на сотрудника организации.

Возможно будет электронное взаимодействие между профессиональными кредиторами и должниками?

- Да, так как еще одним способом взаимодействия с гражданами станет направление сообщений должникам в их личный кабинет на портале Госуслуг. Этот способ приравнивается к электронным сообщениям. Для такого порядка общения потребуется, чтобы программное обеспечение коллекторской, кредитной или микрофинансовой организации было подключено к порталу Госуслуг. Также необходимо, чтобы должник подтвердил свое согласие на получение сообщений в личном кабинете на портале Госуслуг.

Существуют ограничения электронного взаимодействия: в течение календарного месяца можно направлять через портал Госуслуг не более двух сообщений по одному обязательству.

Что еще изменилось в правилах взаимодействия?

- Дополнительным способом взаимодействия станет направление гражданам письменной корреспонденции, доставляемой по месту жительства или месту пребывания должника операторами почтовой связи, курьером или специальными курьерскими службами без непосредственного взаимодействия с ним.

При непосредственном контакте с должником помимо информации о кредиторе и лице, осуществляющем взаимодействие, должны быть также предоставлены сведения о наличии просроченной задолженности, ее размере и структуре. Взаимодействующее лицо должно представиться, указать либо свое имя, либо идентификационный код, который присваивает ему коллекторская организация.

Федеральный закон уточняет отдельные правила взаимодействия с должником по вопросам возврата просроченной задолженности. Так, кредитор в течении 5 дней, в случае привлечения к взысканию просроченной задолженности третьих лиц, или продажи иному юридическому лицу требований, обязан об этом известить должника.

Также определяется порядок взаимодействия с представителем должника, которым может выступать только адвокат.

Какие основные требования должны соблюдаться при взаимодействии с гражданами в ходе взыскания просроченной задолженности?

- При совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, могут использоваться личные встречи, телефонные переговоры, текстовые, голосовые, телеграфные сообщения, почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.

А какое взаимодействие с должником не допускается?

- В рабочие дни с 22.00 до 08.00, в выходные и праздничные дни с 20.00 до 09.00, проведение личных встреч более одного раза в неделю, проведение телефонных переговоров более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц, отправка сообщений более двух раз в сутки, четырех раз в неделю и шестнадцать раз в месяц.

Вместе с тем, должник имеет право отказаться от взаимодействия, направив кредитору и (или) лицу, действующему от его имени или в его интересах следующие заявления:

- об отказе от взаимодействия (данное заявление может быть направлено не ранее, чем через 4 месяца со дня возникновения просрочки);

- об осуществлении взаимодействия через указанного должником представителя (представителем может выступать только адвокат).

Можно ли взаимодействовать с родственниками должника при взыскании просроченной задолженности?

- Взаимодействие с членами семьи, друзьями, соседями и иными лицами возможно только при одновременном соблюдении двух условий: имеется согласие должника на взаимодействие с третьим лицом и имеется согласие третьего лица на осуществлении взаимодействия с ним.

Согласие на взаимодействие с третьим лицом должно быть дано в письменной форме в виде отдельного документа.

Расскажите, что делать в случае нарушения прав гражданина-должника при взыскании просроченной задолженности?

- Для это необходимо зафиксировать правонарушение посредством аудио- и видео- записи, фотографии текстовых сообщений, списка детализации разговоров или иным, доступным для вас способом. Обязательно укажите дату и время совершения противоправных действий;

- сообщить об указанных фактах в Главное управление ФССП России по Московской области, напишите заявление, приложив к своему обращению документы и материалы, содержащие, в том числе, сведения о ваших кредитных обязательствах, наименование коллекторской организации, данные физических лиц, осуществляющих взаимодействие, ваши полные контактные данные для связи.

Какие полномочия есть у сотрудников Службы?

- В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» сотрудники отдела государственного реестра и контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности ГУФССП России по Московской областив праве осуществлять контрольно-надзорные мероприятия (инспекционный визит, выездная проверка, документарная проверка) в отношении лиц, включенных в государственный реестр, а с учетом внесенных изменений и в отношении юридических лиц (МФО и кредитные организации), включенных в перечень .

Более 2 лет действуют поправки, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Теперь должностные лица Главного управления вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.57 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». Ранее дела об указанных административных правонарушениях рассматривали суды. Данные изменения позволили сократить сроки рассмотрения и исключить возможность юридических лиц уйти от ответственности в связи с истечением срока давности.

В связи с изменением, внесенными в Федеральный закон, у сотрудников ФССП теперь появились новые полномочия?

- Новый закон устанавливает право ФССП России по ограничению профессиональной коллекторской организации либо микрофинансовой организации использовать один или несколько способов взаимодействия в виде личных встреч, телефонных переговоров, использования автоматизированного интеллектуального агента, электронных сообщений.

Такое решение будет приниматься должностными лицами службы по результатам контрольного (надзорного) мероприятия в случае выявления грубого нарушения или систематических нарушений законодательства Российской Федерации.

Напомните, как могут обратиться жители Подмосковья к сотрудникам Службы в случае нарушения их прав при взыскании просроченной задолженности?

- В случае нарушения прав граждан, обязанность сотрудников Службы принять все необходимые меря для защиты их прав и законных интересов. Обратиться в ГУФССП России по Московской области можно одним из следующих способов: посредством письменного обращения или в ходе личного приема по адресу: 143400, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8, а также через интернет-приемную на официальном интернет-сайте Главного управления (r50.fssp.gov.ru), контактный телефон: 8(498)-568-98-30.