Сирота из Алтайского края десять лет борется за то, чтобы ей выделили жилье

В "Российскую газету" обратилась Елена Захарова из Смоленского района Алтайского края. Она сирота, имеет право на получение жилья от государства. Но борется за свои квадратные метры уже десять лет. Прошла все судебные инстанции и уже отчаялась. Тем временем власти утверждают, что в ближайшие годы сиротская очередь на жилье в крае исчезнет. На чем основан оптимизм чиновников, разбирался наш корреспондент.

Сирота из Алтайского края десять лет борется за то, чтобы ей выделили жилье
© Российская Газета

- Я жду квартиру с 2014 года, - рассказала Елена "РГ". - Долго получала только отписки, что в моем родном селе Смоленское нет подходящей жилплощади, которую могли бы для меня приобрести. В 2018 году пошла в суд, и он обязал Региональное жилищное управление обеспечить меня жильем. Но даже с судебным решением ситуация не сдвинулась с мертвой точки.

В безнадежном ожидании - ну нет в селе квартир и не будет! - прошло еще четыре года. А в 2022 году ситуация изменилась - в Алтайском крае заработала программа региональных жилищных сертификатов для сирот. Квартиры ежегодно начали получать вдвое больше очередников. Дело не только в увеличении финансирования, но и в изменении механизма предоставления жилья - он стал более гибким. Региональные сертификаты позволяют сиротам старше 23 лет самим выбирать себе жилплощадь. И не только 33 квадрата по месту прописки, но и квартиры побольше или частные дома в других городах и селах, прибавляя к сертификатным деньгам маткапитал, ипотеку, свои сбережения.

Елена поняла, что это ее шанс.

- Я обрадовалась. Снова обратилась в суд, чтобы мне разрешили получить региональный сертификат. Но неожиданно получила отказ, - продолжает Елена.

Сирота дошла до Верховного суда РФ. Однако все судебные инстанции посчитали, что раз уже есть решение суда в ее пользу, то нужно просто ждать, когда власти его исполнят. Елена сомневается, что дождется, ведь жилья, подходящего по всем параметрам, в Смоленском районе не строят и даже не планируют. Ей приходится снимать квартиру в соседнем Бийске за 20 тысяч рублей, ведь у нее семья, подрастает дочь.

Жертвой такой юридической казуистики оказалась не только Елена Захарова. Как отметил глава регионального исполкома ОНФ в Алтайском крае Сергей Войтюк, за последний год из 300 исков, поданных сиротами, чтобы изменить судебные решения о предоставлении жилья на выдачу регионального сертификата, удовлетворено всего около 30. "Непонятно, почему одному сироте разрешают получить сертификат, а другому нет?"

Елене приходится снимать квартиру за 20 тысяч рублей, ведь у нее семья, уже подрастает дочь

И все же, как выяснилось, для Елены не все потеряно. Ей наконец-то должны помочь поправки в краевое законодательство, которые приняли депутаты буквально на днях. Из законов убрали требование, мешавшее получать сертификаты. Раньше если у сироты уже было решение суда, обязывающее власти предоставить квартиру, то получить сертификат льготник мог опять же только через суд . Сейчас эту норму из законов "вычистили", и слава богу. Теперь таким, как Елена, нужно будет только подать заявление в Региональное жилищное управление. Кстати, поводом для принятия поправок в крае стало введение федеральных жилищных сертификатов для сирот. И теперь очередники могут выбрать, каким воспользоваться.

Справка "РГ"

В Алтайском крае в очереди на жилье сегодня стоят 5,6 тысячи сирот. 2,6 тысячи из них старше 23 лет, а значит, могут претендовать на федеральный или региональный сертификат, если, конечно, соответствуют остальным требованиям. Тем, кто в требования "не вписывается", придется ждать, когда региональные власти приобретут для них квартиры и предоставят в специализированный наем.