Войти в почту

Рынок драгоценных камней трансформируется

Банки обяжут отчитываться об операциях с бриллиантами. Это проект постановления Минфина, о нем сообщили «Известия». Данные о продаже и покупке камней будут вносить в специальную систему. А через нее отслеживать путь бриллиантов от изготовления до продажи. Тем временем близится момент, когда в России должна заработать маркировка ювелирных изделий. Рынок просит ее отсрочить.

Рынок драгоценных камней трансформируется
© BFM.RU

Банки могут проводить операции с бриллиантами с октября 2022 года. Физлицам покупать их стало выгоднее после отмены НДС в 20%. С того момента инвестиции в камни стали популярнее.

Фактически регистрация камней в банках влечет за собой своего рода маркировку для всего рынка. Данные о себе должны будут внести все, кто работает с драгоценными камнями: и производители, и магазины, и ломбарды, и мастерские. В базу внесут в том числе физлиц, которые занимаются продажей бриллиантов. Когда речь идет об инвестиционных камнях, это далеко не каждый экземпляр. Продолжает управляющий директор Viree Diamond Club Dubai Ксения Костина:

Ксения Костина управляющий директор Viree Diamond Club Dubai «До этого бриллианты, для производства которых сырье было добыто в России, стоили на 30% дороже, чем где-либо еще. В этом плане отмена НДС — очень хороший шаг. Более инвестиционными считаются камни высокой каратности и высоких характеристик — от 5 карат и выше, с хорошей чистотой и хорошим цветом. Сказать, что это мощный инвестиционный инструмент, наверное, будет неправильно, хотя компании, которые их продают, показывают очень высокую доходность, потому что они ее показывают в рублях. Объективно мы должны понимать, что бриллианты — это актив, который не дает высокую доходность. Те, кто говорит, что это так, лукавят. Но, безусловно, это очень хороший, стабильный инструмент, на который имеет смысл обращать внимание».

Аналитики сходятся во мнении, что, скорее всего, сами камни маркировать не станут. То есть данные о них вряд ли нанесут лазером на саму поверхность. Отмечать будут бирку, с которой продаются бриллианты, и снимать ее нельзя. Иначе камень потеряет в стоимости. Таким образом, Минфин выступает за «обеление» рынка и, разумеется, за точный подсчет налогов. Сейчас, по оценке экспертов, бюджет может недополучать около 20-30 млрд в год. Инициатива потенциально приведет к росту цен на бриллианты, опасаются продавцы.

Вместе с тем против маркировки высказываются ювелиры. Для готовых изделий она должна стартовать уже в марте. Сама инициатива обсуждается уже несколько лет, с 2021 года она добровольная. А спустя год производителей обязали наносить данные о продукте в виде штрихкода. Но сам процесс его нанесения остался для ювелиров накладным, считает президент ювелирного дома Cluev Илья Клюев:

Илья Клюев президент ювелирного дома Cluev «Основная проблема в том, что вам необходимо соответствующее оборудование, которое непонятно где, кто производит. Где его покупать, как его покупать, кем и как это будет наноситься? Если это наносится Федеральной пробирной палатой, в каком месте это будет наноситься, как это будет выглядеть, это никто пока сказать не может. Для больших компаний на самом деле это не большая проблема, потому что приходится брать людей, которые дополнительно этим занимаются. У нас дополнительно этим занимается новый человек. У маленьких компаний [дело обстоит так]: кто-то ушел из бизнеса либо перешел работать в более крупные компании. Многие ювелиры сейчас перешли работать, как это ни удивительно, в военную отрасль, потому что там во многих областях требуется именно ювелирная точность. Притом что у нас большие возможности для расширения и ювелирный рынок освобожден от западных компаний, никаких мер, которые можно было бы принять для развития бизнеса, нет. Фактически мы лишили себя кредитования, мы лишены любой господдержки. Для кого нужна именно эта информация на штрихкоде, я не знаю. Если ею сейчас не пользуются, какой смысл в дальнейшем эту информацию дублировать на украшении, для меня это большая загадка».

В этом году в силу вступают европейские санкции на алмазы из России. В том числе ограненные. Однако все еще неясно, каким образом планируется определять происхождение камня. Опрошенные Business FM аналитики считают, что маркировка бриллиантов не помешает обходить ограничения. Как минимум потому, что в основном российские камни ограняют за рубежом, к примеру в Индии. И после этого им совсем не обязательно возвращаться в Россию. Это приведет и к росту стоимости из-за налогов и пошлин, и к не нужной «серому» рынку маркировке.