Хлеб и косметика: в каких сферах экономики семейный бизнес успешен

В некоторых регионах России уже закреплено понятие «малое и среднее семейное предприятие», например, во Владимирской, Кировской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской областях, Камчатском крае, Якутии, Башкирии. В Госдуме предложили собрать лучший опыт и закрепить в федеральном законодательстве понятие «семейный бизнес». Соответствующий законопроект уже готовят. Депутаты вместе с Торгово-промышленной палатой РФ ожидают, что появятся специальные федеральные и региональные программы, льготы, вырастет заинтересованность, разовьется наставничество, прекратится дробление кампаний. Проект инициативы обсудили 26 февраля на круглом столе в палате.

Хлеб и косметика: в каких сферах экономики семейный бизнес успешен
© Парламентская газета

Двух зайцев одним выстрелом

От действий государства и идей, которые заложат в программы поддержки, от подходов и инструментов стимулирования зависят темпы роста экономики страны. Председатель Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина считает, что если закрепить в законах понятие семейных предприятий, именно они по аналогии с социальными могут стать одним из ключевых инструментов социально-экономического роста как регионов, так и страны в целом. При условии комплексной поддержки этого сегмента, конечно.

«По сути, все малые и средние предприятия — это семейный бизнес. Например, в Тамбовской области это и пекарни, и сыроварни, там даже цирк семейный есть. А в период пандемии 93 процента семейных предприятий сберегли свой бизнес. Наша задача — принять федеральный закон, который даст определение семейному бизнесу и внесет изменения в базовый документ, которому уже 17 лет — о развитии малого и среднего предпринимательства», — сказала Останина.

Сейчас семейные предприятия не имеют целевой и государственной поддержки, так как понятия «семейное предпринимательство» нет в законах. Надо ли его узаконить, спорят уже несколько лет. Правительство разрабатывало соответствующий законопроект, однако процесс пока не завершен.

Вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова считает, что все, что касается семьи и семейной политики — правильно и должно быть, безусловно, поддержано. Сегодня время для развития всех инициатив, которые так или иначе в этом направлении работают. Она согласна, что эта тема не новая, но именно в Год семьи бизнес, где работают родственники, должен получить правовой статус.

Кузнецова выделила основные моменты, которые войдут в проект закона: это экономическая поддержка, законодательное регулирование и вопросы организации: «Региональные модели лягут в основу верных федеральных решений».

Депутат уверена, что семейный бизнес — это экономическая, социальная и политическая культура, которая передается от родителей к детям. И не надо начинать с нуля. Как отметила Кузнецова, одновременно закон поможет развитию страны и крепким семьям. Ведь финансово независимая и устойчивая ячейка общества имеет отличную возможность вырастить много детей, воспитанных в духе патриотизма, любви к труду и готовности быть предпринимателем, думающем не только о собственной прибыли, но и готовым улучшать жизнь вокруг себя. Такие семьи позитивно влияют на демографическую обстановку.

Мост между поколениями и гарант процветания

В мире насчитывается 5586 семейных компаний с более чем двухсотлетней историей. Из них больше половины находятся в Японии, 15 процентов — в Германии, 4 процента — в Нидерландах и 3 процента — во Франции. Мировой опыт свидетельствует, что семейный бизнес играет важную роль и является основой зарубежных экономик, потому что он нацелен на стратегическое развитие и долголетие.

В некоторых регионах России местными юридически закреплено понятие «малое и среднее семейное предприятие», а во Владимирской области и Башкирии даже действуют отдельные законы.

Президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин на круглом столе рассказал, что 74 процента отечественного бизнеса — это именно семейные компании, в которых работают супруги и родственники. 52 процента таких предприятий имеют оборот до 500 миллионов рублей.

«55 процентов компаний — семейные в первом поколении, 37 процентов — во втором, 8 процентов — в третьем и более. Такой бизнес есть абсолютно во всех регионах, в большей или меньшей степени, но есть», — сказал Сергей Катырин.

Он также поделился статисткой вклада семейного бизнеса в экономику России: 99 процентов фермерской продукции выращены семейными сельхозкомпаниями, 95 процентов частных школ основаны семьями, 90 процентов антивирусных продуктов в IT созданы частными семейными компаниями, 80 процентов гостиниц и 60 процентов общепита — семейный бизнес, 75 процентов косметики создано на производствах, где работают родственники, 50 процентов российского хлеба пекут семьи.

По словам Катырина, благодаря принятию законодательного определения «семейный бизнес» появятся специальные федеральные и региональные программы льготной поддержки для старта и развития семейного бизнеса, что позволит обеспечивать финансовую устойчивость семей. Вырастет заинтересованность в развитии семейного дела в регионах, вовлечении молодежи и старшего поколения. Это будет толчок в развитии института наставничества, возможность получения преференций при поступлении в вузы по профилю семейного бизнеса. Также с предприятий снимут обвинения со стороны налоговых органов в дроблении бизнеса и аффилированности.

Кроме того, появление понятия «малое и среднее семейное предприятие» позволит создать среду для формирования новых поколений бизнесменов, создания бизнес-династий.

Кстати, многие семейные компании уже пришли к необходимости передачи бизнеса следующему поколению по наследству, но сталкиваются с тем, что законами не установлена такая процедура наследования бизнеса. Есть, конечно, такие механизмы, как «автоматическое» наследование, завещание, завещательный отказ или возложение, корпоративный договор, но тогда необходимо выделять обязательную долю в наследстве для всех наследников, что может в дальнейшем привести к уничтожению дела.

В марте Комитет Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства проведет расширенное заседание с приглашением профильных ведомств и парламентариев из других комитетов и фракций для уточнения положений инициативы. Останина заверила, что для начала необходимо принятие рамочного документа с определением термина «семейный бизнес», а затем совместно с кабмином пойдет работа, в том числе с трудовым законодательством.