В главной больнице Хабаровского края проводят ювелирные урологические операции
Главный уролог Хабаровского края блистательно владеет техникой порядка семидесяти различных операций, устраивает лечебные фурацилиновые "цунами" в мочевых пузырях пациентов, а еще - пишет интересные книги и готовит обеды для коллег.
"Хорошая болезнь"
Операционная Хабаровской краевой клинической больницы №1 имени профессора Сергеева. Пациент на операционном столе спит крепким медикаментозным сном.
- Мужчине шестьдесят восемь лет, у него аденома предстательной железы. Опухоль больших размеров и мешает человеку жить. Сейчас мы ее будем убирать. Операция называется трансуретральная резекция предстательной железы, - объясняет мне Александр Маркович Миллер, заведующий урологическим отделением больницы.
Несколько секунд - и доктор Миллер ловко резектоскопом добирается до второго сердца мужчины - предстательной железы. Без кровавых разрезов, через мочеиспускательный канал.
На мониторе видна мешавшая жить аденома: патологическая ткань отличается от нормальной. Она цвета вареного сала, рыхлая и пористая. Здоровые ткани - розовые, более упругой консистенции.
Александр Миллер филигранно проходит по границе здоровья и нездоровья, срезая электроножом все больное и лишнее.
Густое крошево иссеченной хирургом аденомы улетает в мочевой пузырь.
- Сейчас мы будем делать "цунами" из фурацилина, - говорит Александр Маркович. При помощи спринцовки он закачивает в мочевой пузырь раствор фурацилина, все частицы опухоли вымываются через мочеиспускательный канал.
Доктор попутно прижигает электрокоагулятором кровоточащие сосуды. Прошло меньше часа начала операции, и вот врач объявляет о финише.
- Не все хирурги любят делать такие операции, они непростые. Но я научился неплохо справляться с этой патологией, вот сегодня на ваших глазах удалил примерно семьдесят граммов опухоли, - поясняет Александр Миллер.
К слову, аденому предстательной железы он называет "хорошей болезнью". Поясняя это просто: "Она лечится..."
В его медицине "виноват" отец, который всегда чувствовал в себе предназначение быть врачом. Но он, сын репрессированного еврейского писателя Бориса Миллера, о медицинском институте мог только мечтать.
- Отец пошел работать в тринадцать лет, был так называемым "красным директором", всю жизнь руководил фабриками, цехами и предприятиями. Характер у него был жесткий, директивный. Я не смел ему перечить, - вспоминает Александр Маркович.
Саша Миллер в родном Биробиджане окончил школу в шестнадцать лет и в эти же шестнадцать лет стал студентом Хабаровского медицинского института. Честно признается, что на первых курсах института медицина ему не нравилась.
Фото: Александр Ярошенко
Внук святителя
Все изменил внук легендарного Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, (которого церковь признала святителем Лукой) - профессор Алексей Михайлович Войно-Ясенецкий.
Он преподавал урологию в Хабаровском мединституте. Внук святого Луки влюбил Сашу Миллера в урологию.
- Моя бабушка страдала мочекаменной болезнью, ездила на консультации к профессору Войно-Ясенецкому. Возвращалась из Хабаровска в полном восторге от общения с доктором. Вот так многое сошлось, - замечает Александр Маркович.
Урологическая служба Хабаровской краевой больницы под руководством доктора Миллера - одна из лучших на Дальнем Востоке.
Только за прошлый год врачи провели двадцать пять трансплантаций почки. Это высший пилотаж в профессии.
Пересаживают почки от родственников и донора, у которого зафиксирована смерть головного мозга. Ради трансплантации анестезиологи поддерживают биологическую жизнь до момента изъятия органа. Трансплантация почки - тяжелый труд для врачей, требующий колоссального профессионализма и сил. Надо заручиться юридическим "добром" родственников донора, быстро сделать массу генетических исследований, выбрать самого близкого по генетике пациента и начать пересадку органа. Природа здесь отпустила очень мало спасительного времени. Счет идет на часы.
- У меня жена хирург-трансплантолог, когда идет операция по пересадке почки, ее сутки дома нет. А у нас двое маленьких детей, вот так и живем, - разводит руками Александр Маркович.
Но самое большое счастье, которое перекрывает все трудности, это воскресшие после таких операций люди.
Как о родном сыне рассказывает доктор о молодом парне, который после пересадки донорской почки лихо крутит баранку большегрузной машины, растит троих детей. А до этого практически умирал…
В коридорах краевой больницы гуляет история, как доктору районной поликлиники стало физически плохо, у нее закружилась голова, когда она поняла что перед ней сидит пациентка с донорской почкой. Проработав десятилетия в медицине, врач о трансплантологии читала только в учебниках. Давно. И вдруг - живое воплощение когда-то изученного - прямо напротив!
Александр Миллер в медицине с 1982 года, несколько последних десятилетий руководит урологической службой краевой больницы. Говорит, что сложился замечательный коллектив. Для этого понадобились долгие годы кадровой "селекции".
Утренние планерки под руководством Александра Марковича в больнице - образец управленческого таланта. О его умении принимать точные решения здесь ходят легенды.
- Знаю каждого в человеческом и профессиональном аспекте. Часто чувствую себя дирижером, - улыбается Александр Миллер.
На вопрос: с кем расстанетесь не думая? Отвечает без паузы.
"С вралем, вранье которого вредит делу".
Затесался как-то в их команду врач-анестезиолог, который намекал пациентам на гонорар "за хороший наркоз". Когда история дошла до Миллера, он расстался с коллегой в одну минуту.
Клинический израильский случай
Последние лет десять в урологическом отделении больницы операционные бригады обедают в кабинете шефа. Еду готовит Александр Маркович. Поварскому делу учился в интернете. Мясо, рыбу часто привозят благодарные пациенты из таежных районов края. Постоять час у плиты главному урологу Хабаровского края - не в тягость.
В день, когда я был в краевой урологии, там на обед был наваристый борщ с курицей.
- Люди могут зайти в операционную в девять утра, а разогнут спину порой часа в три дня. Это же не только обед, это мое внимание, - мудро итожит Александр Маркович.
Семейные ценности для него фундаментальны. Десять лет назад он забрал из Израиля маму после одного телефонного разговора.
Женщина овдовела, жила одна, быт на Земле обетованной у нее был вполне налажен. Но однажды она призналась сыну, что четвертую неделю его телефонные звонки для нее единственное общение. Больше разговаривать не с кем.
- Я сделал все, чтобы она переехала в Хабаровск, сейчас маме далеко за восемьдесят. Я и мои дети у нее бываем несколько раз в неделю. Это закон, - подчеркивает Александр Миллер.
К слову, с израильской медициной у него связан клинический случай: однажды он там с женой гостил у родителей. Супруге стало плохо, девять часов провели в приемном отделении госпиталя. Внимания - ноль. Лечения - столько же.
- Там была четкая картина аппендицита. Пришлось задавить его антибиотиками и лететь в Россию, - вспоминает Александр Маркович.
Доктор Миллер очень хорошо разбирается в тонкостях мужского здоровья. Как-то его однокурсница, занимающаяся вопросами эндокринологии, попросила его прочитать лекцию группе мужчин, которые желали похудеть.
"Саш, тебе надо книгу писать!", - сказала она ему, послушав, как он увлекательно вел беседу о главном и "стыдном".
Так родилась идея, которая выплеснулась в две книги "Интимные парадоксы" и "Книга о мужском нездоровье". На страницах которых Александр Маркович увлекательным, понятным языком, с потрясающими примерами из практики рассказывает о мужском здоровье.
Прощаясь, я спросил доктора Миллера:
- Самое большое удовольствие для вас - в чем оно?
- Когда как врач помогаю человеку. Ощущения невероятные!
Справка "РГ"
Александр Маркович Миллер родился в 1960 году в г. Биробиджан Еврейской автономной области. Его дедом был писатель Борис Миллер, один из последних классиков еврейской литературы, писавший на идише.
Александр Миллер, кандидат медицинских наук, доцент, главный уролог Минздрава региона. С 1987 года руководит урологической службой Хабаровской краевой клинической больницы №1 имени профессора Сергеева. К слову, учреждение последние три года уверенно наращивает кадровый, технологический и производственный потенциал. Оснащенность больницы соответствует высоким стандартам, что позволяет привлекать лучших специалистов. Здесь открыты 6 новых специализированных центров, включая уронефрологический с трансплантацией почки. В ККБ №1 осваивают новые прогрессивные технологии, передовые методики - в том числе при проведении сложнейших внутрисосудистых операций.